Пока у нас в стране работы по самолету пятого поколения ведутся не шатко ни валко, хотя и раздаются громкие рапорты об успехах, американцы уже реализовали свой проект самолета пятого поколения F-35 «Лайтнинг» II.
Новый самолет был разработан Lockheed Martin Aeronautics Company. Самолет сделали сразу в трех различных модификациях – для американских ВВС, ВМС и Великобритании, которая будет использовать самолет пятого поколения в качестве палубного истребителя, а также самолет для морской пехоты США.
Не стоит думать, что самолет создавался исключительно Lockheed Martin. Времена, когда самолеты создавались специалистами одной фирмы давно прошли. Теперь над созданием сложнейшей техники работают консорциумы из большого количества самых известных фирм. Вот и в создании F-35 поучаствовали Northrop Grumman Corporation, Rolls-Royce, Pratt & Whitney и многие многие другие.
При этом эксперты считают, что, несмотря на громогласные заявления о постройке самолета пятого поколения F-35 все-таки следует относить к поколению 4+, так как он не соответствует большому числу требований к такому истребителю. Так новый истребитель не может летать на сверхзвуке без форсажа, имеет низкую тяговооруженность, низкую живучесть и маневренность.
При этом в целом на разработку самолета было потрачено более 56 миллиардов долларов. Работы над самолетом идут с 2001 года после того, как состоялся конкурс между Боингом и Локхидом. По программе создания самолета он должен был заменить такие разные самолеты как А-10, F-16, F/A-18 и другие.
Самолет Локхида сравнительные испытания выиграл. После чего началась разработка унифицированного самолета для НАТО. Он должен был выполнять функции истребителя-бомбардировщика с возможностью работы, как на суше, так и на море.
Первый серийный самолет совершил полет в начале 2011 года и сейчас планируется до конца года передать в американские ВВС 20 истребителей. Первые F-35 стали поступать на авиабазу Эдвардс. Также до конца года эти самолеты будут поступать на базу Энглин. Пока Lockheed Martin ведет мелкосерийную сборку истребителей. Но в целом это невыгодно производителям, так как такая сборка обходится на 15 процентов дороже контрактной стоимости.