Расчет транспортной составляющей материалов едва ли не самая обсуждаемая тема при переходе на ресурсный способ расчета.
Считать транспорт по каждому материалу или нет?
В марте 2018 был опубликован проект Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации(будет действовать взамен МДС 81-35.2004, вступит в силу через 100 дней после утверждения)
Данный проект предполагает расчет стоимости перевозки материалов определять следующим образом:
«3.4.21.Расчет стоимости перевозки в порядке, определенном методиками применения сметных цен строительных ресурсов и определения затрат на доставку грузов для строительства [42],[47] осуществляется для материалов, изделий и конструкций, являющихся ресурсами-представителями в основных группах.
Формирование групп производится по видам материальных ресурсов согласно классификатору строительных ресурсов на основании ресурсной ведомости, разрабатываемой на основании локальных сметных расчетов (смет) по стройке.
Выбор ресурса-представителя производится с учетом наибольшего удельного веса в общей стоимости материальных ресурсов, полученной с использованием информации о сметных ценах. К основным относятся группы, удельный вес которых в общей сметной стоимости материалов, изделий и конструкций составляет не менее 85 процентов. Остальные группы относятся к вспомогательным.
Расчет стоимости перевозки для материалов, изделий и конструкций, включенных в основные группы, но не являющихся ресурсами-представителями, выполняется на основании коэффициента транспортных затрат, рассчитываемого для ресурса-представителя группы. Указанный коэффициент определяется как отношение стоимости перевозки и сметной цены.
Расчет стоимости перевозки для материалов, изделий и конструкций вспомогательных групп выполняется на основании коэффициента транспортных затрат, рассчитываемого для основных групп ресурсов.
Указанный коэффициент определяется как отношение суммарной стоимости перевозки и сметных цен с учетом количества материалов, изделий и конструкций.»
Собственно, вывод – считаем транспортную составляющую не по всем материалам, а по ресурсу – представителю.
Данная тема поднималась в ходе семинара «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. Актуальные вопросы на современном этапе», который прошел в Учебном центре Главгосэкспертизы в конце апреля 2018.
«Кроме того, Ирина Лищенко рассказала, что с Правительством Российской Федерации была согласована позиция по расчету транспортной составляющей сметной стоимости с учетом логистической схемы доставки на объект строительства только для ценообразующих ресурсов: это позволит снизить трудозатраты проектировщиков при разработке сметной документации ресурсным методом.»
Остается вопрос – в смете не может быть двух и более групп, где удельный вес стоимости материалов более 85 %, т.е считать транспортную составляющую надо будет по одному ресурсу на всю смету.
Надеемся, что в рамках 100 дней перед вступлением в силу новой Методики появится дополнительная информация, где подробнее описано технология выбора такого материала, и пример применения транспортного коэффициента.