Аллаh Всевышний повелел Ангелам совершить Адаму, мир Ему, земной поклон в знак приветствия. Все Ангелы послушались и выполнили Повеление Аллаhа, так как они – покорные рабы Аллаhа, как и сказано в Кур`ане (Сура «Ат-Тахрим», Аят 6):
﴿لا يَعْصُونَ اللهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ﴾
Это означает: «Ангелы не нарушают Повелений Всевышнего Аллаhа и выполняют все, что им приказано».
Аллаһ повелел также иблису (раньше иблис был верующим джинном) сделать земной поклон Адаму в знак приветствия, но он не послушался. Он возгордился и сказал (Сура «Аль-А‘раф», Аят 12):
﴿أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ﴾
Это означает: «Я лучше Адама. Ты создал меня из огня, а его – из глины, а огонь лучше глины». Возгордившись, он отказался выполнить Повеление Всевышнего и отступил от Веры. Воистину, Аллаh Всезнающий, и это произошло по Его Вечному Знанию и Предопределению. Передано от сподвижников, что раньше (до того, как он отступил от Веры) его звали ‘Азазиль. Имам Муслим и другие передали Хадис от Абу Һурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:
إذا قرأ ابن ءادم السجدة فسجد اعتزل الشيطان يبكي يقول: يا ويله، أمر ابن ءادم بالسجود فسجد فله الجنة، وأمرت بالسجود فأبيت فلي النار
Это означает: «Когда человек читает Аят-Саджда[1] и после него делает суджуд (земной поклон), шайтан злится и удаляется прочь. Он говорит, плача: «О, горе мне! Человеку было повелено совершить суджуд, и он выполнил это. И поэтому на Том Свете ему будет вознаграждение. А когда мне было повелено совершить суджуд, я отказался, и поэтому мне будет наказание в аду».
Когда иблис понял, что он проклят Аллаhом и лишен всех благ, он попросил Аллаhа дать ему жить до Судного Дня, то есть до Воскрешения. Но это не было ему дано. Аллаh дал ему жить только до того времени, когда Ангел Исрафиль протрубит первый раз, и это – для того, чтобы он тоже вкусил смерть, как и другие созданные. В Священном Кур`ане сказано (Сура «Сад», Аяты 79-81):
﴿قَالَ رَبِّ فَأَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ قَالَ فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنظَرِينَ إِلَى يَوْمِ الْوَقْتِ الْمَعْلُومِ﴾
Это означает: «Иблис просил Аллаhа: «О, мой Господь, дай мне жить до Судного Дня». Но Аллаh Всевышний дал ему знать, что он останется жить лишь до того дня, когда Ангел протрубит в первый раз».
Сказано в Священном Кур`ане (Сура «Аль-Касас» Аят 88):
﴿كُلُّ شَىْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ﴾
Это означает: «Все исчезнет, кроме Власти Аллаhа»[2]. То есть, после того, как Ангел Исрафиль протрубит первый раз, все, кто был живым из людей и джиннов, умрут от этого ужасающего звука.
После того, как иблис отказался выполнить Повеление Аллаhа и отступил от Веры, Аллаh повелел ему уйти из Рая. Но он не сразу ушел, а оставался там некоторое время, искушая Адама и Еву, чтобы они совершили грех, так как иблис хотел, чтобы они пострадали и были изгнаны из Рая. Сказано в Кур`ане (Сура «Аль-А‘раф», Аят 18):
﴿قَالَ اخْرُجْ مِنْهَا مَذْؤُومًا مَّدْحُورًا﴾
Это означает: «Аллаh Всевышний сказал иблису: «Уходи из Рая опозоренным и лишенным Моей Милости».
А также в Кур`ане сказано (Сура «Сад», Аяты 77-78):
﴿فَاخْرُجْ مِنْهَا فَإِنَّكَ رَجِيمٌ وَإِنَّ عَلَيْكَ لَعْنَتِي إِلَى يَوْمِ الدِّينِ﴾
Это означает: «Аллаh Всевышний сказал иблису: «Уходи, ты изгнан из Рая! Воистину, ты проклят Мной и лишен всех благ до Судного Дня».
До того, как иблис отказался выполнить Повеление Аллаhа и отступил от Веры, он был верующим джинном; он находился в Раю вместе с Ангелами и поклонялся Аллаhу. Однако, является заблуждением то, что думают некоторые невежественные люди, что якобы раньше иблис был главой всех Ангелов или же их учителем. Имам Хасан Аль-Бисрий сказал:
لم يكن إبليس من الملائكة طرفة عين قط
«Иблис никогда не был Ангелом».
А также Шаhр ибн Хаушаб сказал:
كان من الجن
«Он [иблис] был джинном».
А также доказательством этому являются Аяты из Кур`ана (Сура «Аль-Кяhф», Аят 50):
﴿وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلائِكَةِ اسْجُدُوا لآدَمَ فَسَجَدُوا إِلاَّ إِبْلِيسَ كَانَ مِنَ الْجِنِّ فَفَسَقَ عَنْ أَمْرِ رَبِّهِ﴾
Это означает: «Когда Ангелам было повелено совершить земной поклон – приветствие Адаму, они сделали это, кроме иблиса, который был из джиннов. Иблис ослушался Повеления Аллаhа и отступил от Веры».
А также сказано в Кур`ане (Сура «Аль-Хиджр», Аят 30):
﴿فَسَجَدَ الْمَلآئِكَةُ كُلُّهُمْ أَجْمَعُونَ﴾
Это означает: «Все Ангелы совершили земной поклон, приветствуя Адама».
Если бы иблис был Ангелом, то он не нарушил бы Повеление Бога, потому что Ангелы – покорные рабы Аллаhа, как о них сказано в Кур`ане (Сура «Ат-Тахрим», Аят 6):
﴿لا يَعْصُونَ اللهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ﴾
Это означает: «Ангелы не нарушают Повелений Всевышнего Аллаhа и выполняют все, что им приказано».
А также сказано в Кур`ане (Сура «Аль-А‘раф», Аят 12):
﴿قَالَ مَا مَنَعَكَ أَلاَّ تَسْجُدَ إِذْ أَمَرْتُكَ قَالَ أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ﴾
Это означает: «Аллаh сказал иблису: «Что помешало тебе совершить земной поклон – приветствие Адаму, когда было повелено тебе?!» Иблис сказал: «Я лучше Адама. Ты создал меня из огня, а его – из глины, а огонь лучше глины». То есть, в этом Аяте подтверждается, что иблис создан из огня. А Ангелы созданы из света – об этом сказано в изречении Пророка Мухаммада, мир Ему, переданном от ‘Аиши, да будет ей доволен Аллаh. Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:
خلقت الملائكة من نور، وخلق الجان من مارج من نار، وخلق ءادم مما وصف لكم
Это означает: «Ангелы созданы из света, джинны – из огня. А Адам был создан так, как это было описано раньше [то есть из земли]». Хадиспередал имам Муслим в сборнике «Сахих» и другие.
Земной поклон, который Ангелы сделали Адаму, был приветствием Ему и выражением почтения. Это не было поклонением Адаму. Согласно Шари‘атам предыдущих Пророков, мир Им, совершение земного поклона человеку в качестве приветствия было разрешено. Но это запрещено в Шари‘ате Пророка Мухаммада, мир Ему.
____________________________________
[1] Аят из Кур`ана, после чтения которого нужно совершить суджуд (земной поклон).
[2] Имам Аль-Бухарий в толковании слов Аята: كُلُّ شَىْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ сказал: «Все исчезнет, кроме Его Власти», т.е. Власть Аллаhа не прекратится. Обращаем внимание, что некоторые, толкуя этот Аят дословно, попали в заблуждение, так как они пишут: «Все исчезнет, кроме лика Бога»(!) Это противоречит Исламу, так как Бог не является телом, и Ему нельзя приписывать органы или другие недостатки.