За последние несколько десятков лет появились практически все основные технологии, которыми сейчас пользуется человечество. Мы быстрее учимся, создаем, прогрессируем. Еще живо поколение, отправляющее телеграммы по праздникам в ближайший пригород, а для нас использование современных технологий уже превратились в рутинное времяпрепровождение. Соц.сети, онлайн-игры и знакомства перестали выполнять развлекательную функцию, они прочно вросли в наш обычный распорядок дня. Сериал «Черное зеркало» взбудоражил весь мир злой сатирой сегодняшнего дня, а его создатели затронули очень глубокие темы, пофантазировав о том, как изменится (и изменится ли?) мир, когда разработки в нем станут еще новее и технологичнее. А мы, дабы не вдаваться в философские рассуждения, решили узнать у специалистов, как именно каждая из таких разработок может повлиять на наше сознание, психику и поведение.
Сезон 2, Эпизод 1 «Be Right Back»
Сюжет: Разум умершего человека специальной программой собирается по соцсетям: анализируются все посты, записи, видео, сообщения для того, чтобы определить его манеру поведения, уловить речевые особенности. Затем эта программа помещается на носитель – это может быть просто приложение-мессенджер для переписки или телефон для звонков. Вариант для самых рисковых – кукла-робот, полностью имитирующая умершего человека: голос, внешность, мимика, строение тела.
Поможет ли это по-настоящему справиться с утратой?
Наталья Сазонова, клинический (медицинский) психолог:Любые изменения в жизни человека - это в той или иной степени стресс для психики, которая вынуждена приспосабливаться к изменившимся условиям существования. Потеря близкого человека предполагает необратимые изменения в жизни человека и сопровождается рядом очень сильных эмоций, которые не так просто пережить. Для защиты психики от боли и необходимости принимать решения, перестраивать свою жизнь, может возникнуть соблазн создания суррогата потерянного близкого. Нечто подобное происходит и в современном мире: родственники умершего хранят его вещи, категорически отказываются от изменений в интерьере жилья умершего, стремятся сохранить жизненный уклад таким, каким он был при жизни близкого. Однако с утратой это справиться не поможет. Скорее отложит закономерный процесс переживания на неопределённый срок, что, вполне вероятно, ещё больше усугубит ситуацию: человек всё-таки знает о трагедии, а в ситуации компьютерного суррогата воспроизвести все спонтанные живые реакции вряд ли удастся даже самому уникальному компьютеру. Самообман же чреват развитием серьёзных психосоматических заболеваний. Переживание потери близкого человека зачастую длительный и очень болезненный процесс, который протекает по определённым законам. Этот период важен не только для того, чтобы справиться с сильными эмоциями, но и для адаптации человека к изменившимся условиям его существования. Лишая себя этого, человек застревает в прошлом, не используя имеющиеся ресурсы и возможности для дальнейшей жизни.
Татьяна Федорова, младший научный сотрудник НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека ФМБА России: Давайте рассмотрим следующий момент: отражают ли соцсетиличность человека? Соцсеть - место общественное, где человек демонстрирует себя, преследуя определённые мотивы. Кто-то показывает более благополучную в сравнении с реальностью картинку, кто-то, наоборот, выставляет напоказ только негативные ситуации, ища поддержки. Думаю, каждый из нас попадал в ситуацию, когда письменная речь была неверно понята с точки зрения эмоциональной составляющей.Очевидно, что никакие механизмы сбора данных не могут отразить полной картины о личности человека.
Сезон 1, эпизод 2 «Fifteen Million Merits»
Сюжет: Комната, имеющая четыре стены-телевизора, на которые навязчиво транслируется реклама.
В сериале в таких комнатах живут люди, но есть ли предел усвоения рекламной информации? После какого по счету просмотра рекламы возникает желание купить продукт, и после какого уже ни за что его не купишь?
Леонид Соколов, нейромаркетолог и коммуникационный консультант: Понятно, что это гротеск, но если бы такое было в реальной жизни, то ожидать значительного увеличения продаж какого-то товара было бы самонадеянно. Уже сейчас мы живём в мире, перенасыщенном информацией, за день современный человек может получить столько информации, сколько в ранние периоды нашей истории получил бы за всю жизнь. Немалую долю из этого потока составляют рекламные сообщения, но мы же не наблюдаем, что люди покупают каждый товар, который им рекламируют. И дело тут не в количестве или продолжительности просмотров. Большую часть информации, с которой мы сталкиваемся за день, наш мозг просто блокирует, чтобы иметь возможность работать с нужной информацией и не тратить ресурсы на обработку лишнего. Это естественный механизм защиты, который выработался у нас под давлением увеличивающегося информационного потока.
И практически вся рекламная информация попадает в блокируемый нами поток, даже есть термин, который частично затрагивает это явление - баннерная слепота. Поэтому количество покупок больше завязано на размере аудитории, которая хочет удовлетворить свою потребность посредством получения того или иного товара или услуги. На современную телевизионную рекламу, в усреднённом её варианте, человек демонстрирует две типовых реакции: 1) он пассивно присутствует при рекламном блоке, при этом информационный поток "отсекается"; 2) он активно блокирует информацию (выключает звук/переключает канал/уходит из комнаты), этому даже частично пытаются противодействовать (звук трансляции на некоторых канал громче во время рекламных пауз, чтобы человек в другом помещении всё равно его слышал). Так или иначе, оба этих паттерна демонстрируют непринятие активного вмешательства рекламной информации. Поэтому человек, помещённый в условия агрессивного рекламного воздействия, как в приведённом примере, скорее будет демонстрировать либо попытки приспособления к новой среде, либо попытки избегания новых условий. Но оба этих маршрута не ведут к увеличению продаж. А вот к уменьшению могут привести. Но дело тут, опять же, не в количестве просмотров. Просто плохая реклама отталкивает потребителя, а в условиях, когда реклама "нападает" на человека, любой рекламируемый товар будет помещён в категорию отталкивающих просто по принципу большинства.
Сезон 1, эпизод 3 «The Entire History of You»
Сюжет: Вживленный в затылок чип, позволяющий запоминать все, что мы видим, проматывать воспоминания до нужного момента, если забыл, например, номера машины друга или название понравившегося фильма. При желании можно сохранить любимые моменты из жизни и пересматривать их. А неприятные можно удалить, избавить себя от возможности анализировать каждую неправильно сказанную фразу или мимику собеседника.
Будут ли люди более враждебны к обществу, помня все неприятные ситуации, которые с ними происходили?
Дарья Ткачук, аспирант факультета социологии:Когда мы что-то запоминаем, мы не просто создаем более "продвинутый" аналог файла «День рождения Юли 2012», мы включаем воспоминание в уже имеющиеся у нас систему и «раскидываем» свой опыт, включая его в области наших знаний, наши ценности, представления и нормы. Мы не можем просто «удалить» неприятное воспоминание, не затронув уже чуть изменившиеся другие области. Негативный опыт помогает нам в адаптации и функционировании внутри социума, без него мы не будем приспособлены к тому, чтобы, к примеру, пережить травмирующий опыт. Если удалить все воспоминания, связанные с этим, у нас непредсказуемо изменится само восприятие себя. Без того сложная система человеческого мышления (а мышление базируется на памяти) станет совершенно непредсказуемо.
Сезон 3, эпизод 1 «Nosedive»
Сюжет: Городские баннеры, которые подстраиваются под прохожего. Например, рекламный баннер нового жилого квартала, на переднем плане запечатлена счастливая пара. Если остановиться посмотреть, то красивый мужчина (или женщина) начинает обнимать уже не просто незнакомку с плаката, а более улыбчивую и счастливую копию вас.
Опасно ли маркетологу работать с данной рекламой? Может ли она кого-то задеть или она совершенно безобидна?
Леонид Соколов, нейромаркетолог и коммуникационный консультант:В данном примере представлена некая мутация тергетированной рекламы, но не очень удачная, на мой взгляд. Во-первых, такая реклама всё равно не создаёт предпосылок к увеличению целевой аудитории, а только работает с уже имеющийся. Например, если я хочу купить дом, то подобная реклама может побудить меня присмотреться к предложению более внимательно, но если меня устраивает моё текущее жилье, то подобное обращение ко мне останется без внимания. Во-вторых, такая реклама может негативно восприниматься человеком, если его образ, помещённый в условия созданные на рекламном изображении, для него неприемлем или вызывает негативные эмоции или ассоциации. И вот второй фактор может даже оттолкнуть человека, который изначально входит в целевую аудиторию рекламируемого товара или услуги. Так что, да, подобная концепция рекламы безусловно опасна, так как возможные риски превышают полезный эффект. К тому же, уже сейчас существуют возможности запрета несогласованного использования личного образа в тех или иных целях. Так что, концепция из приведённого примера потребовала бы не только тщательной доработки в части рекламных технологий, но и существенного пересмотра общественного и законодательного взгляда на личный образ и его использование в коммерческих целях.
Рождественский спецэпизод «WhiteChristmas»
Сюжет: Блокировка людей с помощью имплантов в мозге. Например, вам досаждает неприятная персона, с которой не хочется иметь никаких взаимоотношений. Вы можете заблокировать ее, добавить в черный список, и тогда на месте этого человека просто появится белое пятно, а его голос превратится в неразборчивый шум. Он уже ни за что не сможет до вас достучаться, пока вы сами не передумаете.
Поможет ли это нам ограничить круг нежелательных лиц? Нужно ли всегда решать возникшую проблему или достаточно просто отправить человека в «черный список», ничего не пытаясь выяснить или доказать?
Сазонова Наталья, клинический (медицинский) психолог: В процессе человеческого общения всегда участвуют, как минимум, две стороны, и влияют на процесс коммуникации, соответственно, тоже все участники этого взаимодействия. Конфликтные же ситуации являются важным источником самопознания и развития человека. Важно понимать, что если нам человек не нравится, то это происходит не просто так. Это не значит, что мы обязаны вступать с ним в какие-либо отношения. Однако понимание собственных реакций на конкретного человека поможет предотвратить более сложные конфликтные ситуации в будущем, научит более успешной социальной адаптации, покажет «слепые пятна» и откроет горизонты для своего личностного развития. Подобный «имплант» в головном мозге приведёт, в итоге, к полной социальной изоляции человека.
Сезон 3, эпизод 3 «Shut Up and Dance»
Сюжет: Информация о проступках, полученная незаконным путем. Ваш ноутбук взломали хакеры, а вы, как назло, именно в этот день решили посмотреть видео неоднозначного характера – и камера на вашем ноутбуке против вашей воли все зафиксировала, взломщики начали вас шантажировать, грозя разглашением информации столь интимного характера.
Какие существуют методы воздействия на преступников? Защищена ли наша интернет-свобода с юридической точки зрения?
Павел Ильин, юрист: Свобода частной жизни граждан РФ защищена целым рядом нормативных правовых актов (ст.23 Конституции РФ, ст152.2 Гражданского Кодекса РФ, ст.137 и ст.163 Уголовного Кодекса РФ и др.). Лица, попавшие в подобную ситуацию, могут выбрать гражданско-правовой или уголовный механизм защиты своих прав. Форма наказания за преступления, связанные с нарушением границ частной жизни, может быть разной, в зависимости от характера преступления, личности преступника и причиненного ущерба, и представлять собой штраф, исправительные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью или лишение свободы.
В случае же, когда злоумышленник вместе с получением сведений частной жизни требует вознаграждение, такие действия являются вымогательством и предусмотрены ст. 163 УК - они всегда наказываются ограничением свободы, поэтому злоумышленник штрафом отделаться не сможем.
Также лица, пострадавшие от незаконных действий в сети интернет, могут защитить свои права посредством обращения в суд с гражданским иском. В таком случае с лица, причинившего вред можно взыскать ущерб, выраженный в материальной форме. При этом взыскиваемая сумма будет зависеть от характера и размера причиненного вреда.
Какой способ выбрать для защиты своих прав потерпевший должен решить сам. В гражданском процессе с лица, причинившего вред можно взыскать компенсацию, а в уголовном процессе привлечь к ответственности перед государством.
Если же сведения, полученные злоумышленниками, носят преступный характер, то потерпевший должен учитывать, что частная жизнь предполагает все, что не запрещено законом. Он не сможет подать в суд по данным статьям, так как преступление - это общественно опасное деяние, поэтому оно публичное, а не частное.
Эпизод 3, серия 5 «Men Against Fire»
Сюжет: Чип в голове у военных, помогающий вместо физически слабых людей видеть, например, каких-то монстров и убивать их.
Настроена ли психика военного на убийство? Или для каждого человека, вне зависимости, военный он или нет, убийство – все равно тяжелая ноша?
Сазонова Наталья, клинический (медицинский) психолог:Ситуация войны не типична для привычного существования человека, и всегда сопровождается повышенным физическим и эмоциональным напряжением. Военный человек вынужден приспосабливаться к сложившимся условиям, в связи с чем психические процессы также несколько перестраиваются. Для психически здорового человека убийство, будь он участник или свидетель, - это всегда огромная психологическая травма. Однако в ситуации войны у военнослужащих не всегда есть возможность среагировать или прожить такой опыт подобно тому, как проживает «гражданский» человек. В связи с необходимостью сохранить себя в здравии, не сойти с ума в напряженной ситуации, психика создаёт психологические защиты, которые позволяют военнослужащими более спокойно и упорядоченно реагировать в опасной ситуации. Но это не проходит бесследно. У большинства людей, участвовавших в боевых действиях, наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство или отдельные его признаки. Предлагаемый же чип в голове у военных, способствующий изменению образа противника, повлечёт за собой большие трудности в адаптации как в военном деле, так и в мирной жизни человека. Любой обман психики человека приводит не к самым приятным эмоциям впоследствии: раскаянию, страху, гневу, чувству вины.
Сезон 3, эпизод 1 «Nosedive»
Сюжет: Мир, в котором все зависит от вежливости и соответствия устоявшимся нормам. В мозгу каждого человека встроен чип, позволяющий не только видеть рейтинг человека по пятибалльной шкале, но и оценивать его.
Как отражается на психике необходимость всегда соответствовать общепринятым нормам поведения? Становится ли легче жить от того, что мы знаем, на сколько нас оценивают другие?
Дарья Ткачук, аспирант факультета социологии:Традиционно считается, что ослабление социального контроля приводит к распространению девиантного поведения. Описанная система с чипами, по сути, будет представлять собой разновидность усиленного социального контроля и, следовательно, девиантное поведение должно стать менее выраженным. Однако процесс социального включения (социализации) некоторых групп, который и сейчас весьма непрост, станет еще более затруднительным. Вообще, сила влияния такой системы будет зависеть от введенных социальных санкций (позитивных для лиц с высоким рейтингом и негативных для лиц с низким). В целом, ситуация с оценкой других и оценкой другими не нова, мы сталкиваемся с ней каждый день, так же, как и с собственным «рейтингом», пусть и не столь очевидным.
Предупрежден, значит вооружен! Теперь мы подготовлены к изменениям, которые могут внести новые разработки в нашу жизнь. Как оказалось, для разговоров о многих аспектах не обязательно ждать будущего, о них можно рассуждать уже сегодня. Это значит, что как бы ни развились технологии, как бы сильно не скакнул прогресс, внутри мы все равно остаемся теми же людьми с теми же проблемами, переживаниями и восприимчивостью.