Кем лучше было быть в прошлом? Пиратом или моряком? Моряком быть безопасно и хорошо платят, зато пиратом быть весело. Можно постоянно пить ром, махать саблей и развлекаться.
А вот и нет. Вообще нет. Совсем. Сейчас я расскажу вам, как на самом деле жили те и другие, и вы очень удивитесь.
1. Добровольность вступления
Я надеюсь, вы уже представили себе торжественную присягу моряков и грустного оборванца, который прощается с семьёй, потому что у него нет другого выхода, кроме как зарабатывать на жизнь пиратством.
Потому что всё это неправда.
Моряков обычно набирали пачками, присылая извещения о приглашении вступить в королевский/императорский/государский флот. А отказать самому государю мало кто решался. Но этих, в случае отказа, хотя бы оставляли в покое, пусть и под всеобщее порицание и осуждение.
Но были и страны, практиковавшие принудительную вербовку на флот. Особенно этим известна Великобритания. Выглядело это примерно так: в любое время суток без предупреждения и предъявления документов, а также зачастую без соблюдения даже минимальных формальностей, которых требовал закон, вербовщики могли ворваться в любой дом, скрутить любого «удовлетворяющего требованиям мужчину с мореходными навыками в возрасте от 18 до 55 лет». Надо признать, что и мужчинами без мореходных навыков вербовщики не брезговали.
А служащие флота, коими становились такие похищенные, по закону не попадали под юрисдикцию гражданских судей, а значит не могли пожаловаться на действия вербовщиков. А что уж там в море с ними происходит - какая разница? Об флоте вспоминали только во время великих побед или позорных поражений.
Служба продолжалась, "пока начальник скажет". Завербованный увольнялся только если становился негодным к службе (критически покалеченным или мёртвым)
Пираты же набирали желающих присоединиться к команде на берегу или во время нападения на чужие суда. Во втором случае выжившим предлагалось принять пиратский кодекс (о нём позже). Тех, кто отказывался, без лишних разговоров выкидывали за борт. ("Наш корабль - наши правила"). Тех, кто соглашался, оставляли на корабле наравне с командой. Они должны были так же работать, зато получали свою долю добычи. В ближайшем порту они имели право покинуть корабль или же остаться в команде и стать её полноценным членом.
2. Дисциплина
Думаю, легко догадаться, сколько было дезертиров при таком отношении к набору во флот. А те, кто не сбегал, зачастую глушили свою грусть и злость алкоголем и азартными играми, где могли не только проиграть всю зарплату, но и хорошенько влезть в долги. Долгая совместная работа в ограниченном пространстве озлобит даже лучших друзей, а потому нередки были конфликты. А баловство с табаком сгубило не один корабль (особенно если находились умники, желающие покурить рядом с бочками с порохом).
В то время, как пираты строго придерживались кодекса. Нет, не потому, что они были столь честны и романтичны, а потому что без правил вообще никак. Этот кодекс слегка напоминал законы современной тюрьмы (а корабль с людьми, которых на берегу ждала виселица - это примерно оно и есть) и способствовал созданию хоть каких-то правил и способности выжить. Никаких азартных игр, курения, алкогольных напитков (за исключением сильно разбавленного грога, выдаваемого порционно), драк и оскорблений на борту не допускалось. Удар плетью за оскорбление - это весьма гуманно. За драку полагалось 40 ударов плетью или палкой (Поверь, мой дорогой друг, ты не выдержал бы и пяти). Игры, как и женщины могли вызывать конфликты, а разборки на корабле не нужны никому. Ну и про порох написано выше. Чуть позже, когда главы государств догадались, что пиратов можно нанимать, каперские флотилии нередко показывали себя более дисциплинированными, умелыми и слаженными, чем государственный флот.
3. Толерантность и доброжелательность
В то время, как на государственной службе состояли только белые люди, в пиратской команде вы могли бы встретить (за секунду до собственной смерти, скорее всего) представителей самых разных рас, национальностей, цветов кожи и религий, нормально сосуществовавших друг с другом. При этом, сохранились документы, подтверждающие, что для особо религиозных были созданы максимально удобные условия. Моряки вообще и пираты в частности - очень верили в различные приметы, богов, силу амулетов - во всё, что создавало иллюзию, что они ответственны за длительность собственной жизни. А потому для благотворной работы разумный капитан позволял своей команде поднимать боевой дух любыми приемлемыми способами.
Во флоте с этим было сложнее: религия только одна. Государственная. Честности ради следует сказать, что и во флоте чуть позже появились арабы и "цветные". Но платили им в среднем на 25% ниже, чем белым.
4. Наказания
А вот тут разницы между государственным флотом и пиратами нет. И те и другие практиковали килевание, наказание палками и плетьми, карцер/гауптвахта, пытка водой, волочение за кораблём. Люди есть люди, и они, как правило, одинаково добры друг к другу вне зависимости от того, на чьей они стороне.
Хождение по доске, такое популярное в фильмах и изображённое на картинке сверху - полностью выдуманная штука. Вот ещё кидаться досками посреди моря, когда можно просто выкинуть человека за борт!
Зато типично пиратским наказанием было оставить провинившегося на необитаемом острове. Как правило, за ним в результате возвращались и голодный, одичавший, едва выживший провинившийся охотно принимал кодекс, соглашался больше не лажать, да и в своих спасителях видел лишь самых добрейших и чистейших сердцем людей.
5. Отношение к пострадавшим в бою
Забудьте про пиратов без глаза с рукой-крюком или деревянной ногой. Даже на берегу из них так себе работнички, на корабле им тем более делать нечего. А потому при серьёзных, несовместимых с работой ранениях, если инвалид вдруг каким-то чудом доживал до прибытия в порт, там его и оставляли.
Причём в случае с флотом - действительно оставляли. Пенсию ввели только в 1673 году во Франции. Но и тогда она полагалась только военным офицерам.
Пиратом же было быть значительно выгоднее: им за полученные увечья полагались компенсации. Если пират списывался на берег по старости или инвалидности, коллеги зачастую снабжали его солидной пенсией. А семьи погибших получали пособия или полагавшуюся мужу долю добычи. Говорят, капитан Барт Робертс выплачивал своим небоеспособным коллегам сумму в 800 фунтов единовременно (даже сейчас это весьма неплохая сумма).
6. Иерархия
От кого можно было бы ожидать сочувствия к ближнему, понимания и стремления к демократии, а от кого строгого иерархического строя? Ну вы уже поняли. На флоте иерархия соблюдалась строго, ведь офицерам, в отличие от рядовых моряков было дозволено носить оружие. Да и власть обязывала... С пиратами такое бы не прокатило. Все решения там принимались совместно. То есть прям реально, с голосованиями и выборами. С учетом мнений всех членов экипажа. Нет, за капитаном, конечно, оставалось последнее слово, но капитан у пиратов должность выборная - будешь молодцом, будешь забирать себе бОльшую часть добычи, за "четвёрку" в пиратском табеле можешь быть разжалован в матросы, начинаешь борзеть - держи бутылку воды, заряженный пистолет и личный остров. Навестим тебя через месяц. Или нет. Если совсем будешь бесить - повисишь чуток на рее, чтобы твой преемник не забывал, как себя вести.
Более того, пираты того времени практиковали матлотаж. Это обычай пиратского союза, по которому двое мужчин признавались партнёрами и в некоторых случаях обменивались кольцами и дорогими предметами. В случае смерти одного, его наследство переходило другому. Известны даже случаи, когда "наследство" включало в себя дом или жену. До сих пор нет точных данных, был ли матлотаж формой сексуального союза, но такая версия не исключается.
А пока вы думаете над этими вопросами, налейте себе грог. Ну или чай. Если хочется чего-то необычного, то я уже писала об этом здесь.