Найти в Дзене
Истории об истории

Поставщик Двора Его Величества — кто мог получить почётное звание

Оглавление

Поставщик Двора Его Императорского Величества — звание, которое было своеобразным знаком высочайшего качества в дореволюционной России. Именоваться так могли лишь избранные компании, которые прошли жёсткий отбор. Поставлять товары ко двору императора было и очень почётно, и ответственно — к этому стремились все российские производители того времени.

От Александра II

Наименование «Поставщик Двора Его Императорского Величества» появилось ещё в 1824 году, а ещё через тридцать лет император Александр II утвердил внешний вид почетного знака и порядок его получения.

Эмблема «Поставщик Двора Его Величества»
Эмблема «Поставщик Двора Его Величества»

Ещё через несколько лет компании получили возможность использовать знак в рекламе, а также на упаковках своих изделий и вывесках магазинов. В начале XX века была создана специальная комиссия, которая два раза в год (на Рождество и Пасху) рассматривала ходатайства от желающих стать поставщиками императорского двора.

Реклама роялей Якоба Беккера и автомобильного завода «Руссо-Балт»
Реклама роялей Якоба Беккера и автомобильного завода «Руссо-Балт»

Строгие требования

Чтобы получить почетное звание, следовало выполнить несколько условий, которые были совсем не просты. Некоторые из них:

1. Работать на рынке надлежало не менее 8-10 лет. Вновь испечённым компаниям почётное звание не давали.

2. В течение этого времени следовало поставлять товары или услуги ко двору. Была важна непрерывность и отсутствие срыва сроков.

3. Товары должны были быть собственного производства. Перепродажа не допускалась.

4. Высокое качество не означало высокую цену. Стоимость товаров и услуг были относительно низкими.

Кроме того, поставщикам императорского двора следовало участвовать в специализированных выставках, не получать претензий от потребителей и всегда поддерживать отличное качество.

Реклама мармелада «Товарищества А. И. Абрикосова сыновей»
Реклама мармелада «Товарищества А. И. Абрикосова сыновей»

Знак отличия выдавали не компании, а её владельцу поэтому, в случае продажи предприятия, звание следовало получать снова. Кроме того, оно действовало только на время поставок ко двору. Если таковые прекращались, называться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества» больше было нельзя.

Реклама какао «Жорж Борман»
Реклама какао «Жорж Борман»

Обладатели высокого звания

Их было совсем немного — не более сорока на начало XX века. Некоторые добивались почетного статуса не один десяток лет (к примеру, производитель знаменитого коньяка Николай Леонтьевич Шустов ждал целых 38 лет).

Среди поставщиков двора были и иностранные компании, правда, странным образом, в основном из Дармштадта и Копенгагена — родных городов императрицы Марии Фёдоровны. Хорошо известные нам производители часов «Breguet», «Chopard», «Tissot», автомобильных шин «Michelin», шампанского «Louis Roederer» также обладали высоким званием «Поставщик Двора Его Величества».

Что касается компаний, базирующихся в России, то все они после революции или сменили название, или были упразднены, однако некоторые из них работают до сих пор.

Реклама галош «Красный Треугольник»
Реклама галош «Красный Треугольник»

В числе наиболее любопытных российских поставщиков императорского двора можно выделить следующих:

· Надежда Петровна Ламанова — талантливая российская (позднее советская) художница по костюмам. Владелица магазина модных и галантерейных товаров, одевавшая многих высокопоставленных дам того времени.

· Митрофан Варламович Лагидзе — производитель всемирно известных безалкогольных прохладительных напитков «Воды Лагидзе» на основе натурального сырья из трав и фруктов.

· Иван Максимович Филиппов — бывший крепостной, который сталь пекарем, а затем и владельцем собственной пекарни. Выражение «булочки от Филиппова» стало синонимом качества и идеального вкуса.

· Кузнецов Матвей Сидорович — известный русский промышленник, владелец завода фарфора и фаянса. Особое внимание уделял соединению производства и науки.

· Дранков Александр Осипович — один из первых русских фотографов, кинооператоров и продюсеров, снявший несколько документальных и художественных фильмов.

Без сомнения, каждый обладатель звания «Поставщик Двора Его Величества» был лучшим представителем своей профессии и гордостью государства.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:
Плевальщик, ветрогон, офеня — 10 исчезнувших профессий, без которых раньше нельзя было обойтись
Злоключения картофеля — почему русские крестьяне называли его «чёртовым яблоком»