Найти тему

11. Эго-состояния по Берну и уровень Ассертивности - как меры уровня Счастья

Как мы уже увидели ранее, измерять уровень Счастья в циферках не очень тривиальная задачка, однако это возможно. Вот еще один способ.

Известный психолог Эрик Берн придумал достаточно красивую модель, названную им Трансактным анализом и описал ее в одноименной книге. Вполне рабочая такая модель, многие мои знакомые психологи ей активно и успешно пользуются. Так вот, в основе модели лежит идея так называемого Эго-состояния. Если совсем упрощенно – то это то, как у нас формируется та или иная реакция или поведенческий акт.

Мы можем делать что-то потому, что Надо - потому что так принято, есть такие правила, вне зависимости от того, хочется нам этого или нет. Это то, что нам внушила «семья и школа» и мы приняли это без особого осмысления. Это эго-состояние - Родитель.

Или же наоборот, мы можем действовать спонтанно под воздействием наших сиюминутных желаний, часто не осознавая последствий, и вопреки правилам, то как действует ребенок – эго состояние, так и называется Ребёнок.

И первое, и второе – это варианты не отрефлексированного (неосознанного) поведения. А значит и не Свободного. Только не надо сейчас затевать дискуссии о Свободе, иначе мы долго не закончим, в свое время может быть выделим на это время.

Третье Эго состояние – это состояние Взрослого. Это тогда, когда мы действуем осознанно, понимая почему и для чего мы делаем то-то и то-то. В этом состоянии мы действуем на основе анализа доступной информации, понимая правила и осознавая собственные желания и выбираем наилучший баланс между ними. Кстати наш Взрослый, в отличии от Родителя может в случае чего правила и нарушить, если решит, что так надо, по тем или иным причинам.

Частенько бывает так что хочется одного – а нужно (согласно правилам) делать совсем другое. Наш внутренний ребенок и родитель могут вступать в конфликт – а это вообще говоря неприятное состояние. При этом и Ребенок, и Родитель могут действовать в ущерб себе и своему будущему Счастью, не осознавая этого.

В то время как Взрослый, действует во благо себе и после того как внутренний конфликт, если он был, преодолен и найден внутренний компромисс, а такое действие приносит, как правило в итоге гораздо больше удовольствия, даже в ситуации неприятной.

Если приложить определенные усилия, то можно научиться фиксировать в себе те или иные паттерны, характерные для этих эго-состояний: «Надо делать, но не хочу», «Хочу, но нельзя», «Надо и хочу одновременно – понимаю, что и зачем делаю». Соотношение этих эго-состояние и дает количественную оценку уровня Счастья (интегрального тона). См. картинку.

-2

Низкотональный человек вечно мечется между Хочу и Надо, но по мере увеличения уровня интегрального тона количество Взрослых реакций начинает преобладать. Наш пресловутый модельный идеально Счастливый человек всегда действует рационально и ухитряется находить гармонию между Надо и Хочу. К сожалению, нам пока об этом приходится только мечтать.

Очень близкой к вышеописанной, является модель уровня ассертивности. Ассертивным в психологии называют такое поведение, при котором человек отстаивает собственные позиции, при этом не вступая в конфликт и не ущемляет прав окружающих. Ассертивное поведение - это поведение «Взрослого» в межличностной коммуникации. Способность не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него, не позволять другим манипулировать собой и нарушать личные границы, добиваться своих целей, не ущемляя интересы других, быть честным, открытым и пр., и пр. На эту тему много что можно почитать.

Уровень Ассертивности – это достаточно четкий показатель уровня Интегрального тона. Понятно, что наш идеально Счастливый персонаж – прекрасно умеет отстоять свою позицию и при этом избежать конфликта и получает прочие приятные следствия высокого уровня Ассертивности.

Хорошо также то, что понятие Ассертивности достаточно неплохо изучено в современной психологии и существует достаточно много тестов, позволяющих оценить ее уровень. Поупражняйтесь в измерении своего уровня Интегрального тона этими способами - полезное упражнение.