Жители города, преимущественно обитатели многоквартирных высоток, поневоле сталкиваются с обслуживающими их дома организациями, работа которых многие десятилетия ассоциируется с производственной деятельностью главного героя советского фильма «Афоня». И это даже не шутка, так как холодные батареи, текущие трубы, нерегулярный вывоз мусора и прочие атрибуты деятельности ЖКХ постоянно доставляют неудобства и неприятности жильцам мегаполисов и городов поменьше.
Между тем найти управу на компанию ЖКХ, сотрудники которой не спешат выполнять законные требования потребителей, вполне возможно. Однако, к сожалению, в большей части общества бытует два вида мнения: данные действия абсолютно бесполезны при нынешнем состоянии судебной системы либо таким готовы заниматься только те, у кого много свободного времени, и лица, склонные к скандалам. Но это совершенно не так! Отстоять свои права и получать услуги, за которые взимается немалая плата, в полном объеме может каждый, кто этого захочет, будь то один квартиросъемщик или группа жильцов подъезда либо организация людей, проживающих в многоквартирном доме. Попробуем разобраться, как это сделать.
Существует множество причин, по которым люди терпят ненадлежащее выполнение своих оплачиваемых обязанностей сотрудниками ЖКХ:
- не знают куда жаловаться;
- им неизвестно, в какую организацию направлять свои жалобы;
- они наслышаны о случаях бюрократической волокиты при обращениях в различные инстанции, в том числе и судебные;
- фактор сегодняшнего дня – вдруг все исправиться и без личного вмешательства.
Но в какой-то момент времени наступает «пресыщение» обещаниями коммунальщиков, постоянно занятыми рабочими телефонами ремонтных служб, бездействием тех, кому за немалые средства доверено следить за предоставлением услуг, состоянием коммуникаций и своевременным их ремонтом. И вот тогда возникают вопросы: куда обращаться, кому жаловаться и где искать правду?
Необходимо определить предмет жалобы
Чтобы предметно пожаловаться на компанию, управляющую работой коммуникаций жилого объекта, стоит четко и аргументированно определить свою претензию к коммунальщикам. В противном случае заявитель имеет все шансы потонуть в кипе отписок от различных инстанций, которые будут ссылаться друг на друга или на малоизвестные статьи законодательства, тем самым сводя на нет желание жильца добиться правды. Поэтому первым делом надо грамотно описать свою (или общую с группой жителей) проблему в произвольной форме.
Серьезным поводом для того, чтобы жаловаться на руководство местного ЖКХ, которое вполне может (а по закону – должно!) рассмотреть заявление, считается некое крупное нарушение, способное при неустранении привести к серьезным негативным последствиям. Сюда стоит отнести следующие моменты:
- Дом не подготовлен к началу отопительного сезона (не проведены все необходимые процедуры по проверке трубопроводов, их аттестации, пломбировке).
- Не выполняются договорные обязательства или выполняются, но с меньшей периодичностью (не производится регулярная уборка в подъездах, накапливается в контейнерах мусор, придомовая территория убирается не с должной тщательностью).
- Непрозрачность ведения бухгалтерии, нарушения в отчетности и нежелание представить документы для независимого аудита.
- Прочие случаи, не с лучшей стороны характеризующие управляющую домом компанию, например, нежелание идти на контакт с жильцами или агрессивное поведение в общении с квартиросъемщиками.
Правильное оформление жалобы – половина успеха
Если есть возможность проконсультироваться с юристом, куда и как правильно составить заявление, особенно со ссылками на нормативные акты, положения которых нарушаются в данном случае, – это может стать весомым козырем в борьбе за свои нарушенные права. Ведь найти «концы» в случае с ЖКХ сложно, особенно когда ее управляющую компанию «разбросало» по разным частям города или района.
Читайте также: Когда лучше покупать квартиру
А между тем за разные проблемы, возникшие у жильца в подъезде или всем доме, отвечает масса разных структур жилищно-коммунального хозяйства. Причем эти структуры зачастую напрочь отказываются сотрудничать друг с другом. В подъезде может не работать лифт или необходимо проведение ремонта, или протекает канализация, стояк которой «зашит» между стенами, или перегорели лампочки на этажах – это все забота различных подразделений ЖКХ.
Жаловаться надо уметь правильно! В первую очередь необходимо уделить внимание тому, куда и от кого направляется документ. То есть лицо, которое его получит, сразу должно понимать, что проблема жалобщика стала и его проблемой до тех пор, пока он не приложит усилия для ее решения. Поэтому в послании необходимо указать именно тот государственный орган (или его подразделение), который уполномочен решать тот род проблем, что возник у заявителя. В противном случае, как уже говорилось выше, документ с отпиской о невозможности его рассмотрения в рамках полномочий данного чиновника в лучшем случае будет перенаправлен в другое ведомство или организацию, а в худшем – просто останется без ответа.
Также не стоит забывать и о собственных реквизитах. Ведь если у адресата послания возникнет желание или необходимость ответить, то его ответ должен попасть по адресу того, кто жаловался. Тут нужно указать все возможные данные, учитывая, что связаться с пользователем некачественных услуг могут любым удобным для чиновников методом. Поэтому не стоит стесняться предоставлять все возможные координаты для связи:
- полный адрес;
- фамилию, имя и отчество;
- адрес регистрации самого абонента предоставления услуг или его доверенного лица;
- электронную почту заявителя и номера его стационарных и мобильных телефонов.
Такие меры могут подтолкнуть управляющую компанию все же озаботиться проблемами квартиросъемщика и, если не решить их, то сделать хоть что-то. Например, предложить некую альтернативу вроде совместного участия или передать решение вопроса в профильную организацию.
Текст заявления должен быть написан грамотно, понятно, разборчивым почерком. Следует избегать двузначных толкований, а лучше информацию набрать на компьютере и распечатать. К тому же желательно добавить приложения в виде фотографий, подтверждающих нарушения, актов, составленных на месте и договора, где указаны условия предоставления услуг, которые были нарушены. В конце заявления неплохо разместить просьбу о выполнении требований со ссылкой на сроки, установленные законом для рассмотрения данных документов. Жалоба должна быть заверена подписью заявителя, ее расшифровкой (фамилия и инициалы) и датой. В коллективных претензиях каждый жалобщик расшифровывается отдельно.
Такие документы пишутся в двух экземплярах. Один из них принимается в организации, а другой с входящим номером и датой выдается лицу, которое его подавало. Также на месте должны пояснить, через сколько дней и каким способом будет выдан ответ. Обычно ответы на подобные заявления в управляющую компанию даются в течение 30 дней, а в отдельных случаях этот срок может быть сокращен до 10 суток. Оба экземпляра жалобы должны быть подписаны сотрудником ЖКХ, который принял документ с указанием должности, что позволит в дальнейшем доказать факт обращения. Если нет возможности лично посетить управляющую компанию, то можно направить заказное письмо с уведомлением по почте.
Куда жаловаться, если в ЖКХ проблему не решили
В том случае, если коммунальщики игнорируют проблемы жильцов, и возможности договориться с ними полюбовно исчерпаны, то жаловаться необходимо в вышестоящие инстанции, которые, скорее всего, помогут разобраться в вопросе в пользу заявителя. Осталось лишь выяснить – куда идти, если после множества обращений в компанию, которая предоставляет услуги, проблема осталась.
Сначала надо отправиться в жилищную инспекцию, которая должна разобраться в сути вопроса, возможных нарушениях правовых актов и правильном выполнении всех нормативов и обязательств при предоставлении организацией ЖКХ услуг, прописанных в договоре. Инспекция проверит качество выполнения условий договора и выпишет предписания устранить недочеты, если таковые выявит.
Следующей ступенькой на пути поиска справедливости является Роспотребнадзор, куда можно жаловаться после того, как и в жилищной инспекции не смогли оказать квалифицированную помощь в решении конфликта с коммунальщиками. Здесь пишется заявление, в котором перечисляется, куда заявитель обращался ранее и говорится о результатах жалоб. Помимо этой службы, в случае необходимости, можно написать заявление в прокуратуру, где управляющую компанию проверят законность и целесообразность денежных растрат.
Решающую точку в деле, если оно ранее не решилось иными способами, обязан поставить суд. И здесь уже точно сложно будет обойтись без опытного адвоката, который сможет представить проблемы истца, правильно оформить заявление и собрать необходимый пакет документов. Суд принимает иск в работу в течение пяти рабочих дней, и его решение обязательно к исполнению.