В этом году российский малый бизнес (впрочем, как и другие его виды) отмечает круглую дату — 30 лет. Именно в 1988 году советское правительство разрешило советским гражданам заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Однако 70 лет, проведенных в социалистическом вакууме, не прошли бесследно. Миллионы человек, привыкшие к тотальной заботе со стороны государства, просто не понимали важность налаживания рыночных отношений.
Более того, многие из них даже противились этому, считая кооператоров кончеными негодяями! Те, кто смотрел перестроечный фильм «Гений» с Александром Абдуловым, должно быть, помнят о том, какую ненависть его персонаж-предприниматель вызывал у простого советского рабочего.
Поэтому участие в построении капиталистической системы принимали лишь пассионарные личности. Может показаться удивительным, но и по сей день бизнесом в России занимаются самые смелые и рисковые люди, не желающие мириться со все еще живым «советским» укладом жизни.
Стоит отдать им должное, потому что ведение бизнеса в современной России — это не стабильная работа над наращиванием капитала, повышением качества услуг и прочих вещей, как в наиболее развитых западных и восточных странах. Даже малые формы индивидуального предпринимательства в России больше напоминают бег по пересеченной местности, где вырыты волчьи ямы и расставлены капканы, а по периметру тянутся километры колючей проволоки под напряжением.
Почему все настолько плохо? Тому есть несколько основных причин.
Недостаток денежных средств
Любой бизнес начинается со стартового капитала. Под малым бизнесом, как правило, подразумевается небольшая торговая точка. Первоначальные вложения в такой объект не такие уж и неподъемные, однако очень маленький процент ИП может себе позволить потратить, скажем, один миллион рублей «в никуда». Ведь никаких гарантий того, что бизнес «взлетит», нет.
Что касается кредитов, то банки не слишком рады видеть в рядах заемщиков людей, которые не имеют хорошей кредитной истории и никогда раньше не занимались бизнесом, но при этом хотят получить весьма некислую сумму. По статистике, деньги на открытие малого предприятия получают всего около 10% заявителей.
Отсутствие планирования и опыта руководства
Предположим, что начинающий бизнесмен все же получил минимально необходимую сумму и запустил свое дело. Не успеет он допить ящик шампанского, заранее приготовленный для празднования, как бизнес начинает тонуть. Почему?
Проблема кроется в банальном отсутствии знаний о том, как вести бизнес. Поскольку в России до сих пор невозможно получить высшее образование в этой области, начинающие предприниматели вынуждены постигать эту науку исключительно на практике.
Немногие из них умеют планировать дальнейшее развитие предприятия, а некоторые ИП вовсе не делают этого, живя сегодняшним днем. Непредвиденные проблемы решаются судорожной тратой денег, которые быстро заканчиваются.
При всей своей «крутизне», многие бизнесмены не обладают навыками руководителя. Некоторые из них считают, что продажа бабушкиного наследства или взятие кредита в банке для открытия бизнеса — единственные критерии успешного процветания.
На самом деле такое предприятие начинает сыпаться уже через пару месяцев, потому что его основатель, например, не наделен знаниями психологии, которые помогают грамотно подбирать рабочий коллектив и делегировать обязанности. Кроме того, он может быть недисциплинированным и безответственным человеком. Естественно, что руководитель с такими качествами загубит любое начинание.
Регулирование со стороны государства
Актуальное законодательство в данной сфере имеет кучу недоработок. Также существует четкий регламент, касающийся размеров предприятий, уровней доходов и форм собственности.
Основной проблемой для ИП являются жесткие административные барьеры, в число которых входят регулярные проверки со стороны многочисленных контролирующих органов и длительное получение необходимых разрешений и лицензий в тех или иных инстанциях. Более того, всем предпринимателям необходимо постоянно подавать отчетные документы в эти инстанции. За несвоевременную подачу бумаг сразу же налагаются штрафы.
И, конечно же, налоги! Это самая нелюбимая часть расходов любого бизнесмена, потому что сумма налогов, во-первых, весьма большая, а во-вторых, имеет тревожную тенденцию к росту. Поэтому всякие программы поддержки малого бизнеса в РФ на самом деле не очень эффективны.
Недоступность госзаказов и влияние санкций
Еще одна государственная палка в колесе малого бизнеса — высокий уровень коррупции, из-за которого владельцы малых предприятий не имеют возможности получать различные госзаказы. А ведь именно мелкие заказы от государства, в которых не заинтересованы крупнейшие производители, могут стимулировать развитие небольших компаний.
Печально известные санкции нанесли вред всем жителям страны, но больше всех пострадали именно представители малого бизнеса. Увеличение курса доллара и евро, различные ограничения в международной торговле, рост цен — все это сказалось на малом бизнесе крайне отрицательным образом. Если до введения санкций подобные предприятия находились просто на грани выживания, то в нынешних условиях многих из них вообще могут исчезнуть, как утренний туман.
В заключение можно сказать, что российский малый бизнес будет дышать на ладан до тех пор, пока его не перестанут «кошмарить» на государственном уровне, а сами предприниматели не научатся работать по западным лекалам.