Найти в Дзене
ПроИскусство

Это не трубка. Или трубка? Ох уж этот Магритт!

Рене Магритт - художник-сюрреалист XX века из Бельгии. На его картинах обычно изображены вполне реальные предметы в их привычных формах, что сильно отличает его от многих других сюрреалистов, у которых предметы растекаются, превращаются в тени, меняют обычный вид.

Возможно, Магритт немного недооценен широкой общественностью, которая находится под влиянием удачного маркетинга Сальвадора Дали, который провозгласил "сюрреализм - это я!". Поэтому, наверно, у каждого человека, кто не сильно интересуется искусством данное направление живописи ассоциируется именно с Дали. Однако, как мне кажется, Магритт, писавший невероятно остроумные, поэтически-загадочные и наполненные смыслом произведения заслуживает уж точно не меньшего внимания. Давайте попробуем оценить его остроумие на примере одной, на первый взгляд, не очень примечательной картины из его цикла "Вероломство образов".

"Вероломство образов" Р. Магритт
"Вероломство образов" Р. Магритт

Перед нами на картине довольно реалистичное изображение курительной трубки. Наверно, глядя на нее с экрана монитора, даже трудно осознать, что это произведение искусства, больше похоже на обучающую картинку, например, по изучению иностранных языков: изображение предмета с подписью. За одним исключением: вместо ожидаемой надписи "Трубка", здесь написано "Это не трубка".

Конечно, если пофилософствовать, художник прав, это не сама трубка, а ее изображение. Однако в таком случае "Это не трубка" - тоже лишь слова, набор букв. Но если отбросить эти высокие материи, все же встает вопрос, что авторитетнее, визуальное изображение предмета или слова, которые его описывают? При том, что слова абсолютно опровергают то, что изображено. Чему верить, тому, что мы видим или же тому, что об этом пишут? Во все времена вопрос очень актуальный, согласитесь, в некоторых ситуациях люди склонны верить словам даже больше, чем собственным глазам.

Противопоставляя предмет ему самому, Рене Магритт бросает вызов тому, что визуальными образами и словами можно обозначить, что есть что на самом деле. Автор поднимает вопрос отрицания авторитетов как слов, так и изображений.

По признанию самого художника, целью его картин является заставить зрителя задуматься. Думаю, в данном случае ему это точно удалось.

О главных фильмах о художниках читай здесь

Было интересно? Ставь лайк и подписывайся на канал ПроИскусство