Автор: Прот. Всеволод Чаплин
Убийство многодетной матери в кубанском посёлке Псебай было, увы, воспринято нашим обществом довольно обыденно. Случались и более страшные преступления, и нередко их совершали люди совсем молодые, почти дети. К тому же справедливость вроде бы торжествует: основной подозреваемый задержан и наверняка не избежит наказания. Глава администрации посёлка ушёл в отставку, директор школы, где учился предполагаемый убийца, отстранён от должности.
Однако кому-то очень не хотелось, чтобы о произошедшем говорили громко, во всеуслышание, на общенациональном уровне. Чиновники удерживали родственников погибшей от поездки в Москву на телевидение, говоря: «Вы что, гражданской войны хотите?». И многие, конечно, такую позицию поддержат, ссылаясь в том числе на религиозные ценности. Зачем, дескать, бередить раны людей, причинять новую боль родственникам, третировать семью подозреваемого… Лучше помолчать.
Да, это иногда полезно, особенно над гробом. Только проблема в том, что спокойствия без правды быть не может. Такое спокойствие – зло. Усыплённая совесть, уход от острых вопросов, ложное благодушие – убивают, потому что не дают честно взглянуть на причины бед, чтобы отвести их от нынешних и будущих поколений. Не думать, не говорить о том, кто виноват и что делать, просто нельзя.
Что такое Псебай? Страшная дыра, где живут страшные люди? Нет. Посёлок весьма крупный – 10 тысяч человек (во многих городах населения меньше). Летом туристы приезжают. Однако даже постоянного присутствия полиции в Псебае до сих пор не было – и, скорее всего, опять не будет после того, как уляжется публичный скандал. Правоохранители и казаки (а они в Краснодарском крае массово помогают полиции) ехали за десять километров и приехали недопустимо поздно. Вот в Сочи и тех, и других хоть отбавляй.
Все прекрасно знали, что в посёлке действовала молодёжная банда. Были и изнасилования, было и убийство – причём тоже после посещения местного кафе. Что, жители не чувствовали опасности? А власти считали обстановку нормальной?
Сегодня о происходящем в Псебае узнала вся страна – и это ни в коем случае не плохо, а как раз правильно. Честь и хвала журналистам и блогерам, включившимся в дискуссию, даже если она подчас становилась эмоциональной, а многие обвинения были поспешными и несправедливыми. Как всегда в таких случаях бывает – нынешние потоки «комментов» мало чем отличаются от разговоров на базарах и площадях 20-, 50- и даже 100-летней давности. Но «Псебаев» у нас, наверное, четверть страны. И безнравственно считать жизнь этих городков и посёлков чем-то недостойным внимания по сравнению с московским царством больших денег, политики и гламура. Преступно лишать живущих там людей полноценной защиты, сосредотачивая полицейские силы в крупных городах и в зонах нестабильности.
Впрочем, одной полицией всех не защитишь. И не одна она виновата. Что мешает создать в посёлке казачью дружину хотя бы из десяти человек? Глядишь, и молодёжи было бы чем заняться. Что препятствует хотя бы минимальной помощи такой дружине со стороны властей – кстати, на условиях жёсткого контроля, в том числе общественного, который не позволил бы уже этому формированию выродиться в банду?
Не хватает полицейских – значит, надо дать самоорганизоваться местному народу. Такая система всегда работала в России и особенно на Кубани. Без неё жители и власти при чрезвычайных случаях будут снова кивать друг на друга – и не без оснований. Ведь если люди привыкают ко злу и ничего не делают, то они несут огромную часть вины за страшные всплески этого зла.
Не миритесь с существованием опасных сообществ – уличных банд, экстремистского подполья, «теневиков». Равно как и с бездействием органов власти. Иначе потом можете горько пожалеть. Не бойтесь «выносить сор из избы» – почему вообще в ней должен быть сор?
Предупреждаем, объясняем, советуем:
Предупреждаем, что никто не застрахован от агрессии уличных преступников. Объясняем: во многих уголках России они чувствуют себя безнаказанно. Советуем вам проявлять бдительность, не замалчивать факты правонарушений и задуматься о средствах самообороны.
Об авторе: Священник Русской Православной Церкви, протоиерей; c 31 марта 2009 года по 24 декабря 2015 года Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член Общественной палаты Российской Федерации с 24 сентября
Подпишитесь на наш канал, если хотите найти решение любой вашей проблемы.