Найти тему

Выученная беспомощность

Почему кажется, что выхода нет, и как не вырастить ребенка неудачником

Что такое выученная беспомощность

Почему специалист своего дела трудится за копейки и боится поменять работу? Жена алкоголика живет с ним, как в аду, но не уходит от него? Почему граждане считают, что ни на что в государстве повлиять не могут?

Ответ – выученная беспомощность.

Выученная (приобретенная) беспомощность — это состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность.

Она возникает после длительного негативного, вызывающего протест воздействия, избежать которого не удается.

О людях и собаках

Термин «синдром выученной беспомощности» ввел в 1964 году психолог Мартин Селигман. Ученый проводил эксперимент на собаках: животные сидели в трех разных клетках, к двум из них был подведен слабый электрический ток, который подавали по звуковому сигналу.

Собаки первой группы имели возможность избежать удара током, нажав носом на специальную панель. Собаки из второй группы зависели от действий первой, то есть их реакция никак не влияла на результат. Животные из третьей — контрольной — группы вообще не получали удара.

Спустя какое-то время все три группы поместили в ящик с перегородкой, через которую могла перепрыгнуть любая из собак, избавившись таким образом от удара током. Животные первой и третьей (контрольной) групп выбегали из ящика. А вот животные из второй группы, ничего не делали, чтобы избежать удара, а ложились на пол и скулили.

Ученые сделали вывод: чувство беспомощности вызывают не неприятные ощущения, как таковые, а опыт невозможности повлиять на эти события.

-2

Что делать, чтобы избавиться от приобретенной беспомощности?

Существует четыре установки, при наличии которых развивается приобретенная беспомощность:

· Это происходит только со мной;

· Это будет происходить со мной во всех сферах моей жизни;

· Это будет происходить всегда;

· Из этого нет выхода.

Для преодоления синдрома выученной беспомощности необходима работа с этими установками.

В первую очередь, необходимо вернуть субъективное чувство контроля. Начните делать что-то по-своему выбору, даже на уровне бытовых мелочей (решите купить именно эту вещь, позвонить друзьям). Ищите точки контроля, те сферы и ситуации, в которых Вы можете делать выбор и реализовывать собственное решение.

Важно научится различать реальные факты и свое восприятие. Часто цепочка жизненных неудач приводят к самоуничижительным мыслям: «Я ни на что не способен», «Не стоит даже пробовать», «У меня снова ничего не получится».

Спросите себя: «Почему я так уверен, что ничего не получится?», «Что заставляет меня так думать?» Ответив на них, Вы можете по-иному взглянуть на происходящее, понять, что плохое - это не всегда ваша вина, что это прекратится.

Постепенно измените Ваше убеждение о себе. Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Обращайте внимание на настоящее - ставьте маленькие реальные цели и отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

-3

Приобретенная беспомощность у детей

Синдрому выученной беспомощности подвержены не только взрослые, но и дети. Выделяют три основные причины:

Отсутствие возможности самостоятельно влиять на события своей жизни. Ребенок ничего не выбирает сам, за него все решают родители. Позвольте ребенку выбрать, какого цвета футболку ему купить или какой йогурт он хочет на завтрак.

Отдельная история – это переживание острых состояний беспомощности (насилия, ограбления, похищения, стихийных бедствий и др.). Последствия всего этого требуют обязательной работы с психотерапевтом.

Наблюдение беспомощных людей. Ребенок учится быть беспомощным. Наблюдая за беспомощностью родителей (родственников), он копирует их поведение как значимую модель, важную в жизни. Так же ребенок может видеть беспомощных людей по телевизору или в интернете. Работайте в первую очередь над собой (не будьте беспомощным) и позаботьтесь, чтобы ребенок не наблюдал постоянно поведение жертвы на экране или мониторе.

Отсутствие самостоятельности в детстве и готовность родителей всё делать за ребёнка. Родители проявляют заботу или уменьшают затраченное на действие время, но это оборачивается синдромом приобретенной беспомощности. Не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам, но медленнее.

Позволяя ребенку сделать выбор, проявить самостоятельность, Вы формируете в нем уверенность в своих силах, осознание того, что он может влиять на свою жизнь.

Если эта статья оказалась полезной для вас, поставьте лайк.