Марию Сафарьянц, известную скрипачку, заслуженную артистку России, лауреата Государственных премий, называют главной дворцовой женщиной Санкт-Петербурга. 25 лет она возглавляет общественный фонд «Дворцы Санкт-Петербурга», который организует и проводит международные музыкальные фестивали. О деятельности фонда, его новых проектах и взаимодействии с деятелями культуры Армении Мария Сафарьянц рассказала «Ноеву Ковчегу».
– Мария Саркисовна, расскажите о деятельности фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», президентом которого Вы являетесь.
– Мы работаем уже 25 лет, организуем и проводим в великолепных дворцах Санкт-Петербурга и его пригородах музыкальные фестивали. Наш главный ежегодный фестиваль, который получил статус международного, – «Дворцы Санкт-Петербурга».
В нашем активе целый ряд проектов. С 2004 года проводим «Музыкальные сезоны в Константиновском» в Стрельне, во дворце великих князей, который был восстановлен к 300-летию Санкт-Петербурга. Здесь, в «русском Версале», проходят мероприятия государственного масштаба. Санкт-Петербург – уникальный город, где постоянно восстанавливаются значимые памятники культуры, такие как, например, Александровский дворец в Царском Селе. Мы живем в историческом поле и стремимся донести до публики мысль, что музыка и история идут рука об руку. Другой интересный проект – «Музыкальные вечера в Президентской библиотеке».
– В декабре 2017 года Вы выиграли президентский грант «Музыка российской государственности». Что это за проект?
– Он охватывает музыку российских императоров со времен Петра I до эпохи Николая II. Проект включает 10 годовых концертов, которые проходят в Президентской библиотеке, бывшем здании Святейшего Синода. Состоялись уже 4 концерта. Последний был посвящен эпохе императора Павла I. Курирует проект историк и писатель Александр Мясников.
– На концерте времен Павла I, например, исполнялась музыка Моцарта, большим почитателем которого император был.
Каждый такой проект является по своей сути настоящей научной диссертацией, в которой раскрываются взаимоотношения государства и музыкальной культуры. Чем сильнее государство, тем выше культура. Самые высшие точки развития культуры мы наблюдаем в исторических империях – Греции, Древнем Риме, также и имперской России.
В эпоху Петра I многое в культурной жизни страны было заимствовано из Европы. Но постепенно и довольно быстро родилась российская музыкальная культура. На концертах петровской эпохи превалирует хоровое пение. Исполняются произведения русских композиторов Ивана Хандошкина, Дмитрия Бортнянского. Эпоху императрицы Анны Иоанновны представляет барочная музыка, Екатерины Второй – великие неаполитанцы. Само собой разумеется, мы отбираем для исполнения наиболее интересные произведения.
– А кто исполнители?
– Наши проекты – международные, и на концертах выступают наряду с отечественными также зарубежные исполнители – из Италии, Германии, Австралии. Это и певцы, такие как выдающийся итальянский тенор Джузеппе Саббатини, и известные музыканты, такие как кларнетист Джампьеро Собрино.
Ценность этого проекта в том, что он носит также познавательный характер и вызывает живой интерес у публики, в том числе молодежи.
– Это коммерческий проект?
– Нет. Половина билетов поступает в продажу, а другая – передается высшим учебным заведениям Санкт-Петербурга, студентам.
– По линии фонда Вы взаимодействуете с Арменией?
– И очень активно. Постоянно приглашаем участвовать в концертах солистов из Ереванской оперы. Они с радостью выступают на нашем фестивале. Летом ждем Ованеса Айвазяна. Его хорошо знают в Северной столице, он часто поет в Мариинском театре. У нас выступали тенор Мигран Агаджанян, хорошо известный на Западе, молодой бас Ованес Нерсесян, который служит в церкви Сурб Саркис, тенор Перч Каразян, меццо-сопрано Кристине Саакянц. В Петербурге любят армянские голоса. Мы приглашали хор Арутюна Тупикяна, выступления которого проходили с большим успехом.
К 200-летию Ивана Айвазовского фонд подготовил большой мультимедийный проект «Музыка моря». Русский музей предоставил видеоряд полотен художника, а мы подобрали соответствующую музыку. Наша цель состояла в том, чтобы представить в музыке армянский мир Айвазовского. Этот проект мы хотели привезти в Армению, соответствующая договоренность с тогдашним министром культуры была.
Есть идея организовать «Петербургские сезоны в Ереване». В Армении можно многое сделать в культурном плане. Нам есть что показать.
– Ваш супруг Константин Орбелян возглавляет сегодня Национальный академический театр оперы и балета имени Александра Спендиарова в Ереване. Вы сотрудничаете с ним?
– В творческом плане мы действуем достаточно автономно. Я понимаю, насколько он загружен. Реформировать Ереванский оперный театр – большая, серьезная задача, которая требует полного включения и огромной отдачи.
– Над чем Вы работаете сегодня?
– Занимаюсь подготовкой 26-го международного музыкального фестиваля. Он состоится в рамках Петербургского экономического форума и включен в его официальную программу. Фестиваль стартует 23 мая в 21 час в Гербовом зале Эрмитажа. Дирижировать оркестром будет Константин Орбелян. Петь будут звезды мировой оперной сцены Николь Кабелль и Стивен Костелло. Мы участвует в Петербургском экономическом форуме уже второй год подряд.
Также работаем над новым проектом – организацией фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга и дворцы Крыма», который пройдет осенью этого года и должен стать значимым культурным событием Крыма.
– Вам удается совмещать организаторскую и исполнительскую деятельность?
– Как скрипачка выступаю постоянно, много гастролирую. Я действующий музыкант, и мои награды связаны в большей степени именно с исполнительской деятельностью. На одном из концертов фестиваля, например, исполнила симфонию-кончертанте Дмитрия Бортнянского. Это было первое исполнение сочинения композитора, и оно имело большой успех. То, чем я занимаюсь, считаю привилегией – имею возможность играть, гастролировать.
– Откуда Вы родом?
– Мой дед по отцовский линии родился в Гянджи. Девичья фамилия матери Абальян, она из Нагорного Карабаха. Все эти земли когда-то входили в состав Российской империи. Мой дед великолепно владел русским языком. Окончил русско-армянскую гимназию. Был предпринимателем. Уехал из Гянджи с семьей в Россию в 1924 году. Обосновались в Павловске под Ленинградом.
Дед часто играл на фортепиано гимн Армении. Но у армян есть национальный гимн, который сочинил Арам Ильич Хачатурян! Это великолепная музыка, которую надо вернуть Армении. Как можно было отказаться от гимна, созданного Арамом Хачатуряном, национальным гением.
– Вы предлагаете Армении вернуть гимн Арама Хачатуряна?
– Конечно. Его написал великий композитор, его гимн – это музыка мирового звучания.
– Вы бывали в Нагорном Карабахе?
– Впервые в Нагорный Карабах я приехала в сентябре 2017 года. Впечатления самые сильные. В этом крае царит красота, особая атмосфера. Это Богом поцелованное место, волшебство. Храмы, природа, люди, их высокий дух… Там я поняла, почему люди насмерть бились за эту землю. Патриотизм карабахцев опирается на особую энергетику этой земли. Там меняешься сам, становишься чище.
– Есть у Вас планы донести высокое искусство до Карабаха?
– Конечно. Все проекты, которые мы планируем реализовать в Армении, мы повезем и в Нагорный Карабах.
Беседу вел Григорий Анисонян, Санкт-Петербург