Как покататься на горных лыжах в сердце Европы
Этой весной мы с друзьями решили провести неделю отпуска в спортивном ключе, катаясь на горных лыжах. При этом хотелось совместить красивый пейзаж, разнообразие горных склонов и трасс, удобное современное жилье, блага цивилизации и хороший сервис. Этим условиям удовлетворял регион Доломитовых Альп на севере Италии.
Почему Доломиты
В этом регионе расположены 12 горнолыжных курортов с неимоверным километражем трасс — 1200 км, сетью из 500 современных подъёмников, обработанными ратраком склонами и длинным снежным сезоном с декабря по апрель. Здесь созданы все условия для проведения спортивного отпуска: единый ски-пасс на все зоны катания, система ски-басов — автобусная сеть для переброски лыжников из одного района в другой, альпийские деревушки, живописно раскиданные по склонам, где можно найти подходящее жилье.
Главная точка притяжения горнолыжников — горный массив Селла на севере Италии в провинции Южный Тироль. Зона катания Селларонда объединяет в одно целое четыре зоны катания: Валь-Ди-Фасса, Валь-Гардена, Альта-Бадия и Арабба — около 500 километров трасс, объединенных сетью подъемников и связанных в единый круговой маршрут вокруг скального замка Селлы. По единому ски-пассу можно исследовать не только этот регион, но и Чиветту, и район Кортины-д'Ампеццо, а это еще более 200 километров трасс, новые места и впечатления.
Подготовка
Как и всякое путешествие в Европу, наше началось с получения визы. Набор документов для получения итальянской визы включает в себя :
- паспорт;
- бронь проживания;
- авиабилеты в оба конца;
- справку с места работы;
- справку из банка о наличии денежных средств, необходимый минимум — 50 евро на каждый день пребывания в стране;
- медицинскую страховку на срок поездки;
- адресную справку.
Документы на визу я сдавала в посольство Италии в Астане, предварительно записавшись на сайте.
В качестве места проживания мы выбрали городок Аллеге, за близость к знаменитой Селларонде, а также некоторую отстраненность от туристских масс, собственную локальную зону катания и новый для нас регион. Апартаменты с кухней забронировали на «Букинге», стоимость на 6 дней составила 600 евро. Нас было четверо взрослых, и еще два полноценных спальных места остались свободными, при большей компании проживание могло обойтись дешевле.
Посольство Италии принимает либо ваучер отеля, либо приглашение от хозяина апартаментов с его данными, подписью и печатью. Бывало, что просили предоставить копию удостоверения личности владельцев. Всё это требует дополнительной переписки с хозяевами, поэтому вариант с отелями проще, зато апартаменты интереснее и дешевле, особенно на компанию.
Поскольку маршрут проходил через Падую — красивейший средневековый город Италии, решили остановиться в нем на один день. Для этого на том же «Букинге» забронировали два двухместных номера в отеле Alla Fiera. Сначала с ним возникла проблема — администрация отказалась присылать подтверждение без оплаты полной стоимости — 100 евро. По карточке Виза они по какой-то причине не смогли списать деньги, а комисия за банковский перевод такой суммы была бы несоразмерно большой. Я написала в отель и объяснила возникшие проблемы. В итоге всё устроилось — посольство ввиду краткости визита удовлетворилось бронью с сайта, а в отеле согласились подержать бронь без предоплаты до дня заезда.
Подходите к каждому варианту индивидуально — не бойтесь вступать в переписку, разъяснять условия и договариваться.
Дорога
Ближайших к Аллеге аэропортов два — Верона и Венеция. Прямых рейсов из Астаны нет, поэтому летели до Москвы «Эйр Астаной», а оттуда в Верону авиакомпанией S7. Билеты туда-обратно обошлись в 190 000 тенге: 110 000 до Москвы и 80 000 до Вероны, билеты брали за 2 месяца. Лыжи сдавали в багаж как негабаритный груз — один комплект на человека можно везти бесплатно.
Аллеге расположен в горах, поезда через него не ходят. Чтобы туда добраться, мы рассматривали два варианта — аренда машины или общественный транспорт: поезд плюс автобус. От аренды отказались из-за высокой стоимости — от 250 евро на 8 дней на сайте «Ренталкарс» — и желания отдохнуть в отпуске от машины. К тому же, помимо обычного багажа у нас еще было четыре пары горных лыж, а большой груз требует большой машины, что ведёт к общему удорожанию.
Вариант поездки на поезде до станции Беллуно, а оттуда автобусом 40 километров до Аллеге значительно экономичнее: билеты на поезд стоят от 14 до 24 евро на человека, в зависимости от дня и типа поезда. Наши билеты в итоге обошлись по 16,20 евро каждый.
Аэропорт Вероны находится в 10 километрах от города. Сразу на выходе из аэропорта мы сели в аэроэкспресс до железнодорожной станции Порто Нуово. Билеты на него можно приобрести заранее в здании аэропорта или на входе в автобус — стоимость билета 6 евро. Экспрессы ходят каждые 20 минут, дорога тоже занимает порядка 20 минут.
В кассе вокзала купили билеты до станции Беллуно. Время в пути до Беллуно примерно 3,5 часа: по дороге ещё нужно сделать 2 пересадки, причём между поездами было 10–15 минут. У нас возникла проблема, когда поезд из Порто Нуово (начальная станция отправления) вышел с опозданием на 20 минут. Пассажиры поезда выглядели абсолютно спокойными, кроме нас, похоже, никого не удивляло и не напрягало, что отправление задерживается на неопределенный срок. А мы в итоге опоздали на первую пересадку. Обычно это некритично — в Италии на ж/д билетах пишется только станция назначения, даже без даты отправления, главное — прокомпостировать билет в жёлтой коробочке на перроне непосредственно перед отправлением. Но из-за того, что всё сдвинулось, из Беллуно последний автобус на Аллеге ушёл без нас. Пришлось искать такси, за которое заплатили по счётчику 116 евро.
Обратный путь также обошелся дороже, чем планировалось, потому что из Аллеге в Беллуно первый автобус в воскресенье (день нашего отъезда) уходит в 12 часов. У нас на этот день была запланирована поездка в Падую, до которой тоже надо было доехать на поезде с пересадкой, пришлось снова брать такси, на этот раз договорились за 100 евро. Вариант с арендой машины выглядит теперь гораздо заманчивее.
Аллеге
Городок Аллеге расположен в узкой долине на берегу небольшого одноимённого озера, у подножия горного массива Чиветта. Население, согласно Википедии, 1408 человек. Дома двух-четырехэтажные, узкие улочки идут вверх по крутым склонам. Наша квартира располагалась в четырёхэтажном жилом доме, из окон открывался замечательный вид на горы и город. Расстояние от дома до подъемника — около 500 метров, выходили мы уже в полной амуниции.
В Аллеге около 45 трасс, из которых только 3 чёрные, то есть высшей сложности, а остальные — красные и синие, они подходят для любителей со средним уровнем технической подготовки. Район катания Чиветта — лесной массив, долины узкие и очень живописные. Подъемники соединяют несколько долин в один регион катания, мне особенно понравился район Зольдо — уютностью, камерностью, какой-то даже затерянностью в горах.
При этом Чиветта входит в зону катания «Доломити Суперски» — купив один ски-пас, можно кататься во всех горнолыжных курортах, которые в нее входят. Стоимость ски-пассов очень гибкая, зависит от длительности катания и дальности выездов. Выбранный нами вариант «3+3», то есть три дня катания на Чиветте и три дня в других регионах, стоил 251 евро. Есть скидки для детей до 14 лет и взрослых старше 65 лет.
Подъемники есть всех типов: гондольные, кресельные, и даже бугельные. Особенно запомнился один такой, в стиле ретро — очень длинный, умеренно скорый, тянется по хвойному лесу, оставляя возможность любоваться пейзажем и чувствовать под ногами землю.
По вечерам Аллеге затихает. Сувенирные лавки и супермаркет закрываются в 19:00: улицы пустеют, только в барах можно увидеть туристов у стойки. Возможно, малое количество людей на трассах и городских улицах было связано с окончанием высокого сезона.
Селларонда
Селларонда и Мармолада стали самым ярким впечатлением этой поездки. Между этими зонами катания и Чиветтой ходят ски-басы — специальные автобусы для горнолыжников. Стоимость проезда 4 евро в день, проездной на 7 дней стоит 10 евро. Между Аллеге и деревней Малга Чипела (Malga Ciapela), откуда начинается подъемник на горный массив Мармолада, расстояние 15 километров.
Мармолада — высшая точка Доломитовых Альп, её высота 3343 метров. На вагончике, вместимость которого 50 человек, почти отвесно в три приёма можно подняться на вершину этого массива — Пунта Рокка (Punta Rocca), высота 3309 метров. Когда оказываешься на верхней станции подъемника, от открывшегося вида замирает душа, будто стоишь на крыше мира.
Каждая из входящих в регион Селларонда долин интересна по-своему, круговой маршрут позволяет побывать в каждой из них. Район Арабба более сложен технически, к тому же здесь почти нет леса, все открыто глазу и продувается горным пронизывающим ветром.
Валь ди Фасса — долина более широкая, в хорошую погоду очень солнечная, здесь больше леса. Многие туристы останавливаются в ближней к круговому маршруту деревне Канацеи. Друзья рассказывали, что по ходу маршрута можно подняться на фуникулере на вершину Пассо Пордой (Passo Pordoi), 2950 метров, откуда под руководством инструктора из лыжной школы они устраивали фри-райд по снежной целине по узким и крутым склонам — это стоило 200 евро на группу. Заманчиво, но в наш приезд фуникулер не работал.
Дальше по кругу идёт долина Валь Гардена. Это самая обжитая, многолюдная, шумная и веселая зона обитания в Доломитах. В нее входит несколько курортов: Ортизеи, Санта-Кристина и Сельва, ближайшая к маршруту. Много кафе и баров, отелей с саунами и караоке — жизнь в этой долине кипит до позднего вечера. Круговой маршрут проходит прямо через Сельву, петляя между домами.
Уютная долина Альта Бадиа также включает в себя обширный район катания — эту зону мы охватить не успели, но судя по карте, она очень перспективна.
Заблудиться здесь невозможно — кругом яркие указатели, схемы районов катания с указанием местонахождения. Но нужно знать, где живёшь, и помнить о времени работы подъёмников. Как правило, они заканчивают работу в 16:30, а нужно ещё подняться наверх, чтобы спуститься в «свою» долину. Однажды мы пытались помочь заблудившейся девушке, которая потерялась в направлении и при этом ничего не могла сказать, кроме того, что попала в этот район катания на гондоле-вагончике, которых здесь не мало.
По времени круговой маршрут Селларонда занимает часа 4 среднего хода. С учётом отдыха в кафе, фотосессий и других остановок можно кататься и все 8. Мы выезжали из Аллеге первым ски-басом в 8:40, обратно садились в Малга Чипела в 16:30. Последний автобус отходит в 17:00, но лучше не рисковать, чтобы не платить за такси. За день успевали подняться на Мармоладу, сделать переброску до Селлы, совершить круг почёта по оранжевой или зелёной трассе, в зависимости от направления движения, и скатиться к начальной точке по красивейшей долине.
Желающим покататься именно в районе Селларонды советую арендовать жилье в районе катания по типу Ski-in/Ski-out — когда можно вставать на лыжи буквально от порога дома. Но при этом лучше чуть в стороне, поток людей тут значителен, особенно в высокий сезон — с 24 декабря по 6 января и с 4 февраля по 17 марта.
Можно было еще из Аллеге съездить в Кортина д’Ампеццо, столицу зимней олимпиады 1956 года. Расстояние небольшое, порядка 40 км, но из-за горного ландшафта нет прямого автобусного и ж/д сообщения. Был вариант добраться на лыжах с использованием части подъемников Чиветты и двух перебросок на ски-басах. Но мы решили еще раз насладиться малолюдностью, уютом и красотой Чиветты.
Помимо катания
С питанием в горах проблем нет. Можно перекусить во множестве кафе, разбросанных по склонам, они все разные, но есть и общее — чистота, кантри-стиль в оформлении, быстрота обслуживания, домашний уют и запах кофе. Можно посидеть внутри, а можно выпить чашку кофе или «Бамберино» — коктейль на основе яичного ликера с шапкой взбитых сливок — на залитой горным солнцем террасе. Стоит это 1,5-6 евро, с десертом до 10. Пообедать можно до 20 евро. При сильной экономии можно обойтись своими бутербродами, но альпийские кафе — это отдельное удовольствие, от которого не стоит отказываться.
Весьма приличный ресторан выстроен на верхней станции подъемника Porta Vescovo в зоне катания Арабба-Мармолада на высоте 2478 метров. Просторный зал, официантов нет — стойка самообслуживания, прекрасные виды из окон на горный ландшафт, цены при этом такие же, как и везде.
Для общения с персоналом достаточно иметь средний английский. Неплохо знать несколько слов на итальянском: «бонджорно» — здравствуйте, «грацие» — спасибо, «прего» — пожалуйста, ну и еще несколько ходовых из разговорника, типа «дове иль баньо» — где туалет или «нон каписко» — не понимаю.
В Аллеге, как и повсюду в Европе, есть замечательное информбюро под буквой «i», расположено оно на главной улице Corso Italia, возле церкви. Там можно задавать любые вопросы, на которые вам терпеливо и доброжелательно ответят, одарив при этом картами, схемами, расписанием автобусов и телефонами такси.
Падуя
Под конец поездки мы провели один день в Падуе. Это небольшой, но очень знаменитый и значительный город. Здесь жили Джотто и Данте, Коперник и Галилей, на каждом шагу достопримечательности. Исторический центр города занимает площадь порядка 5 квадратных километров, так что прогулочным шагом мы его практически весь обошли. Не хватило времени на посещение музеев, а знаменитая Капелла Скровеньи с фресками Джотто была в этот день закрыта. Зато были открыты Прато делла Валле (Pratto della Valle) — самая большая в Европе овальная площадь со 178 статуями и фонтаном на островке, собор Святого Антония, напомнивший масштабом и разбросанностью Святую Софию в Стамбуле, множество палаццо и просто очаровательных уголков города.
Наутро, купив в автомате билеты на электричку 2-го класса за 7,30 евро, мы уехали в Верону, откуда экспрессом — в аэропорт. Надо иметь в виду, что в аэропорту Вероны за паспортным контролем сразу находится зал ожидания вылета, поэтому все покупки надо совершать до того, как в паспорт поставят таможенный штамп.
Автор: Оксана Маринина