По сути, Знакомство с Восточным Тимором началось у меня с изучения нескольких статей в интернете. Почему нескольких? К сожалению, мало кто из нас знает в принципе о существовании этой страны, ещё меньше людей там смогли побывать. К ещё большему сожалению, статей об этом месте практически нет. За окном вторая половина 2017, а я жадно искала и штудировала те немногочисленные истории, что иногда попадались. Самые свежие из них были десятилетней давности. Побывавшие там в один голос утверждали, что Тимор — богом забытое место, и случайный турист туда точно не попадёт. Наверное именно этот момент меня и привлекал.
Будучи балийским экспатом, у меня возникла острая необходимость вылететь за пределы страны (Индонезии, разумеется). Малайзия для меня представляла мало интереса, если учитывать, что там я была и не раз. А вот Тимор уже давно не давал мне покоя. Сейчас, находясь на борту самолёта, что следует в Дили, я вспоминаю, как много лет назад, сидя с товарищем в заброшенной кафешке ещё где-то в Лаосе, мы смотрели на карту мира и фантазировали, как поедем туда и туда, тыкая пальцем в разные места этой самой карты. И искали мы максимально отдаленные и недоступные уголки. Тогда-то я и узнала впервые о таком государстве, как Восточный Тимор. Совершенно случайно угодив пальцем в маленький остров, где то между Австралией и Папуа-Новая Гвинея, во мне зародилось желание туда попасть. То был 2013й. Шли годы, список посещённых стран постепенно увеличивался, и, разумеется о Тиморе я и не думала, пока не оказалась на Бали.
Основную информацию о стране можно получить, прочитав википедию. В своё время Тимор являлся португальской колонией. По этой причине чуть-ли не 95 процентов населения — католики, что не может не радовать. В 2002 году Тимор стал полностью независимым, освободившись так же и от Индонезии, которая сократила население на треть за время войны. В 2008 ещё попадалась военная техника, привезённая туда американскими миротворцами (куда же без них), сейчас её уже не найти.
Попасть в Тимор возможно лишь из австралийского Дарвина и с Бали. Больше туда ниоткуда не попасть. Из адекватных билетов (прямые рейсы с некосмическими ценами) мне попался 90 долларовый от индонезийской компании Ситилинк. По сути билеты есть всегда на следующий день. Однако, при покупке у меня возникла проблема — платёж с карты не гражданина Индонезии принимать никак не хотели. Пришлось совершить оплату через Индомарт (обычный магазин, их полно на каждом углу). Схема такая: бронируешь билет на сайте, получаешь на почту эту самую бронь и идёшь с ней в магазин оплачиваешь. Там тебе сообщат, что чек обязательно надо брать с собой в аэропорт, по факту — у меня не спросили.
Граница
В Балийском Раю (речь про аэропорт Денпассара — Нгурах-Рай) все было как обычно неторопливо. Подходя к самой крайней стойке регистрации, я замечала как людей становилось все меньше и меньше. За полтора часа до вылета, там стояло человек пять. Обладая нестандартной для азиатов внешностью (высокий рост, белые волосы и огромные глаза), я сразу привлекла внимание. Несколько раз сообщили, что здесь происходит регистрация именно на рейс в Дили (столица Тимора), и возможно, я подошла не туда. Так же уточнили, уверена ли я, что лечу именно в Тимор? Сделав удивленное лицо, пропустили.
Билет давали как то неохотно. Во-первых, начали спрашивать, есть ли обратный билет с Дили. Несмотря на то, что я имею право на 30 дневное пребывание в этой стране, и, возможно, не готова сказать сейчас когда конкретно улечу, смотрели довольно косо. Во-вторых, заставили вытрясти весь кэш, который у меня с собой был. Так как я не люблю переживать по поводу больших сумм (а большой суммой я считаю уже 100$), в небольшом, повидавшем жизнь, кошельке оказалось 57$ (на визу и симкарту), пару сотен тысяч рупий и рубли (взяла их специально с надеждой поменять на нормальную валюту хотя бы в аэропорту). Пока одна девушка разглядывала Российскую валюту, вторая нервно искала какой то документ. В итоге мы заполнили бланк информацией о том, сколько конкретно денег я с собой везу. Ну и в-третьих, девушка нетипичной внешности, что летит одна и без багажа моментально вызывает подозрение. Каждый раз одно и то же.
Далее каких либо сложностей не возникало, за исключением дикого желания всех уточнить туда ли я лечу и несколько раз сообщить мне место назначения. Так, например, при посадке в самолёт я заметила, что всем проходящим говорили лишь "привет" и "доброе утро". В свой адрес я услышала "здравствуйте. Самолёт летит в Дили". Как ни странно, на борту оказалось мало свободных мест. Летели в основном местные, была замечена парочка китайцев, австралийцы и ребята, говорящие на португальском или испанском. До Тимора оставалось всего лишь полтора часа.
Каждому прилетающему выдают пару бланков, обязательных для заполнения по прибытии. Один дублирует другой. Каждый из них хочет узнать кто я и что я, зачем лечу и что с собой везу. Все вопросы на трёх языках — английский, португальский и тетум (по сути, модифицированная версия португальского).
В день сюда летает пара самолётов, но не каждый день. На всей территории аэропорта был 1 самолет. И мой. Спускаясь по трапу, ты моментально ощущаешь на себе знойное солнце.
Виза
Первое, что ты видишь — пару окошек для получения виз. Шансы, что тебе её поставят — 200%. Вариантов немного:
— 20$ транзит на 2 суток
— 30 $ туристическая или бизнес на 30 дней
— 40 $ учебная
Рядом на стекле, выжженный солнцем, висит список стран, кому виза не нужна (в основном это Европа и Латинская Америка). Каждый раз, когда сотруднику аэропорта попадает в руки чей-то паспорт, он начинает изучать список "халявщиков". Когда он увидел мой — приступил к внимательному рассмотрению содержимого. Затем у меня спросил какая виза нужна и продал её за 30 зелёных. На самой таможне меня умудрились спросить о местонахождении России, что признаюсь честно, даже обидело. При разглядывании этого "жирного куска" на карте мира с моего айфона — удивленно о чем-то общались на своём. Визу я попросила сразу на 30 дней (в зависимости от вашего ответа на вопрос о пребывании, поставят столько, сколько назовёте).
Сам аэропорт Николау Лобато больше похож на какую то забегаловку с отделкой как в подземном переходе где-то в районе Балашихи. Ну или общественный туалет, если хотите. За охрану отвечает 1 пожилой мужчина и какой то сорванец с милицейской форме. Досмотр тоже является необязательной частью. А вся территория аэропорта в зоне вылета/прилёта может сравняться по площади с крупным старбаксом, в центре Москвы. Через пару шагов от выхода тебя встречает толпа таксистов. Шанс поторговаться есть только с желтыми машинами, и то это будет выглядеть как спор двух детей в песочнице "нет 10", "нет 5" — и так можно полдня стоять. Адекватная цена за такси 7-10$, дешевле не найдёте, больше уже развод. Ещё дальше можно увидеть общественный транспорт — эдакий микровен без дверей и стёкол довезет тебя за 25 центов до центра города Дили.
Обмен валюты
Обмена валюты нет. Нигде нет. От слова совсем. А если и найдёте, то на вашу валюту будут смотреть с таким удивлением, как будто держат в руках матрешку. Снять деньги реально в банкоматах в торговом цене (он тут один такой большой — целых 2 этажа и даже лифт есть (но он не работает). Комиссия конская — 7 американских баксов за операцию. Единственный, кто готов принять Российскую карту — это банк Новой Зеландии. Местные — Тиморские — вернут вашу карточку обратно с извинениями (проверено) или могут даже оставить её себе.
Уже в день отлёта я увидела небольшой обменник в единственном торговом центре — Тимор плаза. Попытать свои шансы там могли лишь Европейцы, Австралийцы и китайцы. Комиссия конская, может быть даже 40% от обмениваемой суммы. Даже если вы желаете обменять местные монеты, обменник вам не поможет, но можно попросить в магазинах или у водителей.
Связь
Первым делом я решила организовать себе связь. На острове есть пара операторов. У обоих симкарта стоит 1 доллар и конские тарифы. У одного (Телемор/Тимор телеком) висела база и они не могли мне ничем помочь. А вот у второго (Телкомсел) я нашла полностью безлимитный интернет за доллар в сутки. Самое то. Связь работает даже в горах, в центре острова проблем так же не возникало, хотя иногда попадается откровенная глушь, но не надолго. Интернет работает с напрягом, но множество чатов в Ватсапе тянет, как и звонки. Вайфай можно отыскать лишь в паре Бургер Кингов и сети американских кафешек. В хостелах его нет, в отелях иногда есть, но с задачей не справляется.
Жильё
Далее решила заняться жильем. Дорого. Все очень дорого. Самым дешевым на Booking.com оказался хостел за 19$. Пока искала его, набрела на более приличный за 14$. В нем и остановилась. Хозяин говорит немного по английски, хорошо знает португальский. Чистое белье выдали, полотенце тоже. Оценив обстановку, я со всеми вещами отправилась смотреть город. Все вещи — это женский набор самого важного — зубная щетка, майка, деньги паспорт, ну и … фен с плойкой. Оставлять там я сочла небезопасным. Разумеется матрац в обшарпанной комнатке и двумя еле работающими вентиляторами не стоят 14$, но выбора у вас все равно не много. Гостиницы уже будут брать по 100$ за ночь, и это в лучшем случае. В кранах течёт настолько ледяная вода, что кажется можно отморозить последний мозг. Даже не всегда эта вода там есть. Днем её обычно не было, а на вашу просьбу подогреть немного, посмотрят косо и с насмешкой. Электричество тоже может пропадать. Зато меняют белье. Гости — такие же путешественники как и я, было о чем поговорить. Туристы, благо, в этот мир не попадают.
День независимости
Кто мог знать, что я прилетела в самый важный на свете день. 30 августа — праздник в честь независимости страны. По сути, тут итак ничего нет. Для полноты картины можно добавить перекати-поле. Серьёзно. Первое впечатление — я попала в забытое богом и дьяволом место, куда раз в год попадает турист, перепутав рейс. Машин очень мало, тех что на ходу — ещё меньше. Люди тоже как то не попадаются. А те, что все же возникают на пути, больше похожи на бандитов неопределенного возраста. Город словно вымер — пустые парки, набережные, закрыты все магазины, изредка попадаются такси, школы не работают, а самый свежий плакат в городе уже выгорел от палящего солнца. Те, кто попадаются на глаза, таращатся на тебя, словно увидели призрака. Самый центр города — пуст. Окраина тоже. Как оказалось, все по домам празднуют тихо со своими родными и друзьями. Причём, в столице себе не каждый может позволить даже побывать, поэтому народ разъезжается по родственникам в мелкие города и деревня.
Чужеземцы
Написать "туристы" рука не поднялась. По сути ни один здравомыслящий турист, который имеет только неделю-две отпуска не поедет за 10+ тысяч километров с кучей пересадок, чтобы провести заслуженные выходные здесь. А если и поедет, то будет умирать от скуки или изводить окружающих нытьём. А если серьёзно, то тут можно встретить весьма интересных людей:
— Гастарбайтеры :) австралийцы. Как ни странно, они приезжают сюда на заработки. В основном это работа на правительство или компании, занимающиеся нефтью. Лично я знакома с человеком, который живёт там 10 (!) лет, приехав туда из Мельбурна. Он мне дал массу ответов на вопросы ещё до поездки (это же неизведанный край, информации нет).
— Волонтёры. Американцы или австралийцы. В столице их нет, они приезжают в крупные города для помощи школам, обучают языку, работают докторами и тд. Такие персонажи задерживаются тут на год-три. Им оплачивают жильё и все необходимое, а в случае чего будет оказана самая лучшая медицинская помощь, которую можно найти за деньги в этой стране. Ими могут оказаться подростки от 18 лет (эдакий бунт) или люди сильно забальзаковского возраста, что проснулись в один прекрасный день и решили сменить американский мегаполис на богом забытую дыру, где то с обратной стороны глобуса.
— Путешественники. Те самые люди, которых не пугает отсутсвие воды и жизнь в сомнительных хостелах. Те, кто всю жизнь работал, накопил и отправился в кругосветку. Самодостаточные люди, которые видят интерес в каждой стране и переживут плохую работу Интернета. Зачастую приезжают одни в поисках приключений. Или потому, что объездили почти весь мир, и не хватает несколько стран для полной коллекции.
Транспорт
Общественный транспорт здесь есть. Во-первых, встречаются маршрутки (называются Microlet), которые имеют весьма необычный тюнинг. Для хозяина это не просто машина или средство заработка, это — некое существо, которое обладает душой и требует любви. Любовь к четырёхколёсным проявляется в максимальном тюнинге. Миниавтобусы на одном маршруте из общего имеют только цвет и номер. Главная задача хозяина — придать своему любимцу максимальную индивидуальность. Цветные колеса, аэрография, иконы, обвесы, тонировка, дополнительные фонари, ковры, музыка и ещё бог весть что.
Из каждой маршрутки на полной громкости играет музыка, по стилю похожая на наши 80-90 года, но на португальском языке. Иногда встречаются современные треки, но в какой то дикой обработке. Над акустической системой ребята действительно заморачиваются, так что звук доносится отменного качества. Все это создаёт потрясающую атмосферу легкости, беззаботности и радости жизни. Внутренний мир этих машинок наполнен мягкими игрушками, иконами, радужными пружинками (привет из 90х), которые максимально закрывают лобовое стекло, оставляя лишь небольшое окошко, чтобы водитель мог хоть что то видеть.
Поездка обойдётся в четвертак (25 центов), при этом с вас, как с белого человека, могут попросить и 1$, но не верьте. Оплата при выходе. Чтобы намекнуть на необходимость остановки, достаточно лишь постучать монеткой о поручень. Надо отметить, что вас одну водитель никуда не повезёт и будет ждать пока появятся ещё пассажиры. А если он устанет, то остановится (даже при полной посадке) и выйдет поспать или покурить. Так же может остановиться рядом с любым знакомым и начать с ним душевную беседу, позабыв о наличии пассажиров, которые все же куда-то да едут и, возможно, спешат. Хотя, здесь никто никуда не спешит. Наверное, именно по этому транспорт начинает работать не по расписанию, а как проснётся водитель. При этом не факт, что он решит выйти на работу вообще. Все это делает общественный транспорт максимально непредсказуемым — ты никогда не знаешь, через сколько будешь выезжать и когда доберёшься до нужной точки. Вечером и ночью транспорта нет.
То же касается и такси. Водитель может отказаться тебя куда-то везти и будет ждать ещё пассажиров в твою сторону. Далеко куда-то он может не поехать, потому что лень.
Автомобили
Что касается машин, то в обычном мире каждая машина после смерти не попадает в рай или ад. Она остаётся в Тиморе, где её обрекают на вечные муки. Машины здесь максимально убитые и не обслуженные. На приборке будет вся гирлянда ошибок высвечиваться, при этим сама приборка может не работать. Кузов уже давно и не мечтает о покраске или недостающих деталях. Все что могло отвалиться — уже давно осталось где-то в сервисе или на дороге. Подвеска умоляет о пощаде, движок троит, а коробка с трудом переключает передачи, как-будто в последний раз. Если же машина все же перестаёт ехать, то её просто бросают. Даже особо не разворовывают. Так и заканчивают свою жизнь творения японского автопрома, что с 80-90х годов и подумать не могли о такой судьбе.
Аренда транспорта
Ещё до поездки в Тимор, я рассчитывала взять по приезду взять байк в аренду. По факту ни одной конторы не нашлось. Туристов нет, Аренда транспорта не нужна, а если за пределы столицы не планируйте — то общественного хватит. Если уж так сильно хочется, можно всегда договориться с хозяевами хостелов — они могут дать свой в аренду. Единственный момент, который смущает — это довольно частые случаи воровства. А так как вы турист, то скорее всего завтра вы проснетесь уже без двухколесного коня, или поехав куда то, можете стать пешеходом на обратном пути. Хоть никакой договор с вами заключать не будут, проблем может возникнуть не мало, и сумму стоимости Байка могут выбить. Весь транспорт на механике, так что надеяться на табуретку на вариаторе тоже не стоит.
Аренду машин так же не видела. Местные не разводят руками, подсказать ничего не могут.
Достопримечательности
Признаюсь, все самое интересное можно увидеть за полчаса неспешной пробежки. Пару католических соборов, несколько памятников и здание администрации. На этом все. Мне же интересен сам колорит города, образ жизни, атмосфера.
В Дили есть статуя Иисуса Христа, подобная бразильской, только несколько меньше. На местной маршрутке ехать минут 10 от центра (синяя, номер 12). Примерно пару километров вверх и ты у подножья статуи, вход разумеется бесплатный. Многие Тиморцы приходят туда позаниматься спортом. Регулярное кардио утром и вечером. Молодежь встречает рассвет/закат, семьи неспешно гуляют с детьми. И конечно, все делают со всеми селфи. С вершины открывается чудесный вид на пляжи, набережные, и на бескрайние горы. Я там встречала и закаты и рассветы. Тишина, покой и потрясающая панорама, и как будто все это лишь для тебя одной.
Климат
Небо всегда чистое, солнце яркое. Жара стоит такая, что кажется будто мозг уже расплавился и постепенно начинает закипать. И даже если получится скрыться от палящего солнца, то духоты избежать невозможно. Кондиционеры это что-то из мира богатых, иногда есть вентиляторы, иногда они даже работают. Погода всегда примерно одинаковая. Прогноз погоды всегда выдает солнышко и 33+ градусов в сентябре. Это уже начало весны [да, весны. Учите географию].
За пределами столицы
Вдоволь нагулявшись по улицам столицы, я решила отправиться за пределы "мегаполиса" — в город Морбеси (центр острова и, примерно середина государства Тимор). Примерно в 5 утра я уже ловила такси. Городской транспорт в такое время не ходит, а пешком довольно далеко и опасно. Было так рано, что казалось, будто я проснулась для того, чтобы разбудить петухов. Поймав убитое такси за пару зелёных, за 10 минут я добралась до весьма бедного района в Дили. Там была "автобусная остановка", откуда можно было уехать в разные районы. Эта самая остановка больше походила на небольшую парковку, а слово "автобусы" весьма утрированное понятие. По сути транспортом являлись бортовые газели, оборудованные железными прутьями — поручнями. По бокам 2 огромные скамьи, прибитые честным словом с торчащими из них занозами. Из украшений — аэрография, дополнительный свет, цветные колеса и мягкие игрушки на торпеде. Такой транспорт ходит 2 раза в день в обе стороны. Стоит 3$. Была такая шуточная фраза "поезд отходит примерно после обеда. Просьба не опаздывать, ". У этих газелей принцип такой же. Они отправляются примерно в 6, при этом могут выехать раньше, если наберется достаточно пассажиров, или наоборот — при свободных местах они никуда не поедут.
Так как 99% острова Тимор — это горы, то дорога нам предстояла долгая, нудная и холодная. Расстояние в 40 километров планировалось проехать примерно за 4-6 часов. Мы справились за 4,5 часа.
По мере того, как, казалось бы резиновую газельку, заполняли ещё сонные местные жители, к нам добавилась взрослая свинья в деревянной клетке, овощи-фрукты и неисчислимое количество клетчатых сумок и коробок. Свинью поставили в самый центр, на эти самые примерно 5 часов, коробка, сколоченная наспех из полугнилых деревянных досок, стала для неё и домом, и туалетом, и целым миром.
Сумки закрепляли веревками, которые развязывались в пути и вынуждали нас ловить все добро и одновременно уворачиваться от удара. Когда уже даже стоячие места кончились, машина начала своё путешествие. Сначала мы сделали большой круг, что заняло наверное полчаса, вокруг беднейших районов Дили, куда одному и днём не хотелось бы попасть. Фрукты и овощи расходились по торговым точкам, одни коробки сменялись другими, и так до тех пор, пока мы не вернулись на нашу "базу", откуда начали путешествие.
Отправившись во второй раз, мы уже встречали рассвет, под неспешную езду грузовика, сопение младенцев и неторопливое похрюкивание. Дорога была довольно извилистая, разумеется не освещённая, разбитая и очень пыльная. Хоть водитель и гнал поначалу около 40 км/ч, поднявшись на несколько метров в высь, снизил скорость чуть-ли не до нуля. Если в России по дорогам понятно, где и когда кончился бюджет на их строительство, то в горах Тимора этот бюджет даже не начинался. Асфальт был иногда, вперемешку с раскатанной пылью и грязью, камнями и даже стволами деревьев. Иногда на встречке появлялась строительная техника или такие же "автобусы", с которыми разъехаться было очень сложно, ибо дорога да ещё с ямами была узка даже для одного. Температура упала быстро до 20 градусов. Холодный, даже пронзающий все нутро ветер, умело обдувал нас со всех сторон, и даже на минимальной скорости это было трудно перетерпеть. Машина раскачивалась во все стороны, скакала на ямах и кочках, а мы, пассажиры, держались кто за что мог. Нам всем приходилось придерживать клетку с хрюшкой, которая так же шаталась и гуляла по всему салону. С другой стороны, все за неё держались, потому что больше было просто не за что.
Встретив рассвет, я ожидала, что невыносимый холод сменится на обыденное пекло, но выше 25 температура так и не поднялась. При дневном свете уже были отчетливо видны скромные жилища тиморцев, чьи хозяева даже в такую рань радостно встречали проезжающий автобус, который здоровался с каждым чуть ли не за руку. Эти домики не всегда имели электричество, и чаще были по площади ещё меньше кузова газели. Водитель останавливался в каждой деревушке, одни пассажиры сменялись другими, дети просыпались, но были крайне спокойны и выносливы. Единственные звуки доносились из поросячьего домика. Каждый мог остановить автобус, если хотел в туалет или покушать.
Так неспешно, под аромат свиньи и крики проезжаемых жителей, мы все же добрались до пункта назначения. Морбеси — это крупный (в масштабах Тимора) город-рынок. Мы приехали на огромный базар. Огромная толпа суетилась, раскладывая на земле свои товары — одежду, запчасти, еду. Царил шум и гам под бибиканье транспорта. Большинство одежды было не новой, максимально низкого качества. Животных отмывали неподалёку, дабы отчистить их от дорожных испражнений и придать немного товарного лоска.
Образование
В каждом более-менее крупном поселении есть хотя бы одна церковь и школа. Образование есть государственное бесплатное, но оно по сути ничего не даёт — минимум знаний, никаких навыков для жизни и никаких опций (языки, физкультура и прочее отсутствует). Так же есть католические школы, при церкви. Стоят они по 19$ в месяц, начиная с самого первого класса. Со временем сумма немного увеличивается, но не всегда, зависит от церкви. Школьная форма обязательна и не входит в стоимость, зато изучают языки — португальский, иногда английский, есть баскетбольные площадки, волонтёры из Америки и Австралии обучают различным жизненным аспектам и всячески расширяют кругозор. Именно из-за платного образования часто можно встретить 25 летних 9классников и тд. Ты учишься тогда когда есть на это деньги.
По английски мало кто говорит и понимает. Обычно, пару слов могут связать люди в аэропорту, бургеркинге, крупном магазине. Так же всегда есть местный герой в своём городе, который неплохо знает язык, хоть его и трудно понять из-за дикого произношения, который иногда общается с иностранцами, просит прийти их в школы и что-то рассказать, или провести маленькую экскурсию по своему городу.
В целом общение с иностранцами (malae — на местном "чужеземец") у них в почёте. Именно поэтому тебя будут упорно разглядывать, просить сделать совместное фото или просто заведут беседу. Интересный диалог у вас вряд ли получится, но поддержать беседу и улыбнуться неплохо бы. Меня спасали скудные знания испанского и португальского. Общий язык найти можно всегда, было бы желание.
В деревне, как и в городе, все друг друга знают. Так же здороваться принято всегда и со всеми, даже если вы раньше не виделись, общение в том же автобусе может показаться весьма тёплым и дружелюбным.
Жильё максимально простое. Может даже не быть туалета, не всегда есть в принципе вода. Многие дома (в основном) за пределами столицы построены своими руками и из имеющего материала. Железная комнатушка, что напоминает старый прогнивший гараж, скорее всего чей-то бюджетный дом. Там живут, там же и работают, так же проходит вся их жизнь.
Дороги
Дороги — отдельная история. Все азиатские страны по манере вождения по сути одинаковые. Ездят они, будто сохранились при выходе из дома, и не важно что будет дальше. В Тиморе все совершенно по другому. Движение здесь близко к нашему. Боковыми зеркалами пользуются, они честно настроены на дорогу, а не в космос или на любимый храм. Трафик не плотный. Иногда кажется, что чтобы попасть в аварию, надо сначала найти с кем это можно будет сделать. Скорость по городу не привыкает 40км/ч. Знаков нет, но это закон. Так же есть весьма интересный момент: за езду на байке без шлема, вы получаете 3 суток тюрьмы. Это не вымышленный факт — во-первых, местные жители это подтверждают, а во-вторых, я ни разу не видела, чтобы хоть кто то был без него. И не смотря на коррупцию в стране, арест тебе обеспечен, это просто дело принципа.
В столице дороги широкие, по ощущениям построены с запасом. Асфальт есть, и я бы сказала, ровнее нашего (может они тоже владеют тайными знаниями, как его класть так, чтобы он прожил больше суток). Пустынные улочки так же сделаны на совесть. Есть светофоры — на красный люди не едут, ждут зелёный и ещё 100 раз посмотрят по сторонам.
По рассказам тиморцев, в этих самых бутылках продают мёд, который кипятится на палящем полные. По виду не скажешь, по логике — тем более.
За пределами столицы — горы. Много много гор. Асфальт встречается периодически, сменяя участки с гравием или укатанным песком. Дорога довольна узкая, так что пара КамАЗов часто испытывает трудности при попытки разъехаться. Обочины нет — резкий обрыв или скала пугают. Освещения нет. Совсем нет — даже дома не придают яркости, вдобавок, тот же Камаз или байк может ехать ночью, не включая фары.
Ощутив все прелести поездки в кузове газели в первый раз, изрядно надышавшись пылью и замерзнув, на обратном пути я была чуть умнее. В каждом автобусе есть "VIP" место — рядом с водителем в кабине. Немного подговаривав его, мне удалось стать на несколько часов привилегированной особой и ехать сидя, без животных и на мягком. Комфорта было все равно не много — через меня все передавали за проезд, сумки, еду. Окна были максимально открыты (водителю же жарко), так что от пыли были не укрыться, а холодный ветер щедро обдувал со всех сторон. Пару раз Водитель останавливался, чтобы покурить и полежать.
Так прошли ещё 5,5 часов моей жизни.
Безопасность
В целом, все безопасно. Но есть свои нюансы. С заходом солнца надо быть уже дома. Это касается девушек, личный совет от меня. Пока световой день длится — все хорошо. Разумеется у каждого общества есть свои негласные правила, которые надо соблюдать, и тогда проблем не будет. Вызывающие или сильно открытые наряды могут вам навредить. Я ходила в длинных штанах и кофте (да, жарко. Да, очень). Все это связано не с беззаконием, а с церковью. Брак считается священным союзом, заключённым на небесах. Разводов нет. Так что к выбору своей судьбы подходят серьёзно, а ранние браки осуждаются. И близкое общение между полами церковь тоже не приемлет. То есть даже танцевать на интимной дистанции непозволительно. Гормоны у юношей шалят не по детски, а тут ещё мы, редкие гости, со своей нестандартной внешностью. И не дай бог в откровенном наряде (нам же жарко). Вывод можете сделать сами. Изнасилования или домогательства тут встречаются не редко. Множество случаев приходятся на случайно забредших сюда туристов, что заглядывают в основном из Австралии.
У меня был случай, весьма неприятный. После того, как встретила закат, возвращалась до дома пешком (центр Дили). Весь транспорт перестал ходить с заходом солнца, а я тогда об этом не знала. В пяти минутах от моего хостела, на неосвещенной улице рядом остановился байк, водитель предложил довезти. Разумеется, ему был дан очень вежливый отрицательный ответ на португальском. Он уехал, а я ускорила шаг. На другом перекрестке этот же мужчина/мальчик/юноша (не обратила внимания) снова остановился рядом с тем же предложением. Я повторила ответ и ещё больше ускорила шаг. До дома оставалось буквально пару минут, а я уже успела испугаться. Когда перед последним перекрёстком перед моей улицей я снова заметила этот же байк — сердце постепенно начало двигаться в сторону пяток. Улицы же пустые, людей нет, машин тоже, а тут такое внимание. В третий раз он не просто остановился рядом — он бросил байк и весьма стремительно ринулся ко мне. Испытывать судьбу я не стала и со всех сил, что у меня остались к вечеру, я побежала домой. Пока мои пятки сверкали в сторону кровати, я торопливо оборачивалась — проверяла, не следуют ли за мной. Через пару минут я уже пыталась попасть ключом в замочную скважину своей дери. Несколькими секундами позже я очутилась в безопасности, в попытках отдышаться и переварить случившееся.
Разумеется это только моя интерпретация произошедшего, и мало ли что он мог хотеть. С моей стороны все очевидно, а выводы опять делайте сами. Крики, кстати, не помогут в подобной ситуации: никого нет это раз, а два — вдруг от волка уйдёшь на медведя напорешься? Как бы вы не хотели приключений, не стоит лезь в бутылку.
Воровство
Приезжая в другую страну, я не беру с собой большое количество вещей. Ценностей тоже никаких. Оставлять в хостеле паспорт и прочее я не рискнула, всегда самое важное было со мной.
Проснулась я утром от того, что сосед причитал на английском, что не может найти свой ноут. Спать в 7 утра под нервный поиск своего добра было невозможно. Спросонья я решила неспешно вникнуть в проблему. Хороший Макбук Про стоимостью более 1000$ пропал куда-то этой ночью, со слов уже бывшего владельца. Разумеется веры ему особой не было, если учитывать, что в комнате были только мы, и я опасалась, как бы пропажу бесценного ноута не приписали мне. Пока продолжались поиски, я просто ради интереса залезла в свою сумку проверить вещи. Из кошелька исчез весь кэш — примерно 100$ (все в разной валюте: доллары, рупии и рубли). Больше всего было обидно за деревянные, ибо поменять их не смогут и, скорее всего, просто выкинут при подсчете вновь обретенного богатства. К счастью я заснула с телефоном в руке и на айпаде. У соседа, помимо ноутбука, пропали 1000$, которые он снял ещё в аэропорту и для сохранности спрятал в Макбук. Пока мы спали, кто то зашёл ночью и взял что захотел. Находясь в дормитории (большая комната с сколькими кроватями, а соответсвенно и соседями тоже), я привыкла к тому, что кто-то ночью может ходить и мешать другим спать. Поэтому злоумышленник остался незамеченным. Выводы за вами.
Полиция
Разумеется после случившегося мы начали звонить ментам с просьбой о помощи. Ноутбук все же ценная вещь, мальчик был застрахован, поэтому ему как минимум нужны были документы с подтверждением кражи. При звонке в органы получили вполне равнодушный ответ, мол что паниковать? Уже все украдено, найти же шансов никаких, зачем их за зря дергать то? Как мы их не уговаривали, приехать они не соизволили. Поездка в участок так же не дала результата. Лениво, неторопливо они все таки нарисовали документ, но печати готовы были ставить только завтра. Это же ехать надо, а ехать неохота.
Полиция в этой стране максимально бесполезна. Чтобы не случилось, она скорее пойдёт спать, чем решится вам помогать. Взятки берут, но принципиальных тоже много. Они могут не выйти на работу, не отвечать на звонки или придумывать причины, чтобы не выехать на вызов (как в моем случае). И с большой вероятностью скажут вам, что сделать то ничего не могут, так что не надо зря их время тратить. Так что в сложных ситуациях лучше расчитывать на себя, чем надеяться на помощь властей.
Церковь
Максимальная власть все же принадлежит религии. Практически все жители являются католиками. Пару раз встречала мусульманских девушек с прикрытыми платками головами, которые готовили традиционный баксо (суп). Все протестанты давно сбежали на соседний маленький остров — Аруто. Дети с пелёнок регулярно посещают церковь, не пропуская ни одной службы. В школу так же все ходят церковную, в то время как государственные (хоть и бесплатные) пустуют. Практически каждый носит на груди католический крест. Так же с младенчества, детям прививают азы праведной жизни. Как я уже говорила, брак здесь один раз и на всю жизнь. Добрачных связей нет и быть не может — девочки с мальчиками соблюдают дистанцию в общении. Гормоны кипят. Статуя Иисуса Христа Ежедневно посещается Тиморцами. Много статуй Девы Марии. Здесь церкви придаётся огромное значение. Даже во многих европейских странах не встречала.
Сувениры
Есть у меня традиция из каждой страны привозить себе магнит. Что ж, здесь это огромная редкость. Вообще, любителям сувениров и прочего бесполезного хлама тут нечего искать. В самом центре города есть рынок, который является ещё одной скромной достопримечательностью. В собственноручно построенных "домах", что больше напоминает кучу строительного мусора живут Тиморцы, бедный район. Здесь, в маленьких комнатушках, где спальня, кухня и туалет занимают всего лишь пару квадратных метров, проходит вся жизнь с младенчества до седых волос. Такие домики объединены в некий комплекс, который и именуется рынком. В широких проходах между рядами выставлены товары, якобы собственного производства. По факту — это лишь иллюзия. Все за копейки им привозят и загибают бешеные цены для нас. Туристов нет, товар висит годами без дела, при этом торговаться они не будут. Лучше ничего не продадут, чем сбавят цену и заработают денежку. В таком "магазинчике" Вы встретите совершенно одинаковый товар. Даже висеть будет все на одних и тех же местах. Из примечательного — тебе ничего не впаривают, как это обычно бывает на базаре. Продавцы лишь лениво посмотрят на тебя, недоумевающим взглядом.
Есть у меня традиция из каждой страны привозить себе магнит. Что ж, здесь это огромная редкость. Вообще, любителям сувениров и прочего бесполезного хлама тут нечего искать. В самом центре города есть рынок, который является ещё одной скромной достопримечательностью. В собственноручно построенных "домах", что больше напоминает кучу строительного мусора живут Тиморцы, бедный район. Здесь, в маленьких комнатушках, где спальня, кухня и туалет занимают всего лишь пару квадратных метров, проходит вся жизнь с младенчества до седых волос. Такие домики объединены в некий комплекс, который и именуется рынком. В широких проходах между рядами выставлены товары, якобы собственного производства. По факту — это лишь иллюзия. Все за копейки им привозят и загибают бешеные цены для нас. Туристов нет, товар висит годами без дела, при этом торговаться они не будут. Лучше ничего не продадут, чем сбавят цену и заработают денежку. В таком "магазинчике" Вы встретите совершенно одинаковый товар. Даже висеть будет все на одних и тех же местах. Из примечательного — тебе ничего не впаривают, как это обычно бывает на базаре. Продавцы лишь лениво посмотрят на тебя, недоумевающим взглядом.
Небольшой финансовый итог за неделю, вдруг будет интересно.
— билеты Бали — Тимор — Бали 180$
— Жильё 14$ в сутки. По факту отдала 70$ за 6 ночей
— Еда. Хватало 7-10$ в день (но надо уметь выискивать места)
— Транспорт 0,25$ маршрутка, такси 1-3$, автобус дальнего следования 3$.
— Магнитик на память 5$
Так вышло, что я провела неделю в этой стране. Первый день ты видишь нищету и разруху. И только потом начинаешь замечать истинный лик Тимора. Однозначного мнения об этой стране быть не может. Все зависит от вашего восприятия. Те, кто приезжает за границу ради клубов, пляжей или поставить очередную галочку в паспорте — увидят скорее всего будут разочарованы. Я увидела очень молодую страну, которой всего 15 лет. И сейчас она как раз делает первые шаги во взрослую самостоятельную жизнь. Совсем недавно жители получили свободу, но они уже умеют чтить и помнить своих героев. Они устали от бесконечных войн и угнетений, и хотят всего лишь мир на своей земле. За который они могут и будут бороться. Рядом с заброшенными, полуразрушенными зданиями строятся или уже построены новые дома, магазины, торговые центры. Жители добрые и открытые, и они умеют радоваться тому, что у них уже есть. На строительство нового мира или на воскрешения старого требуется не 5, и не 10 лет. Но пройдёт время, и вы не узнаете Восточный Тимор. А пока, этот мир ещё не изуродован туристами, и поэтому прекрасен.