(2017, Россия)
Гоголь «бледный со взором горящим», вписанный в фэнтезийный мир своих же «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Вия»... Для отечественного кино идея выглядела оригинальной, хотя за бугром киноэксперименты такого рода доселе уже проводились («Братья Гримм», 2005, «Ворон», 2011). Настораживало одно: как бы вдруг эта Гоголиада не стала силосной ямой вроде каких-нибудь «Волкодава» или «Коловрата». Увы, но хороших фэнтези-картин, снятых в России в 21 веке, было так мало, что ожидать от «Гоголя. Начала» качественного прорыва на данном фронте было бы чересчур самонадеянно. В итоге ничего подобного и не случилось. И все-таки дубасить это кино наотмашь палкой народной критики тоже было бы несправедливо. Ведь первое впечатление, которое от него остается, в точности такое же, как от недавнего «Вия» (2014): и тамада хороший, и конкурсы интересные... тьфу ты - и актёры не халтурят, и картинка симпатичная. А это в свете всего вышесказанного можно считать увесистым комплиментом.
Единственное принципиальное отличие «Вия» Степченко от «Гоголя. Начала» Баранова - первый снимал детективную историю наподобие «Собаки Баскервилей» и «Братства волка», а второй - на основе уже конкретной фэнтези-мистики в духе «Сонной лощины» и «Братьев Гримм». Причем его нагрянувший в Диканьку, молодой Гоголь (Александр Петров) не плюхается с бухты-барахты в болото этой самой мистики. Он и сам фонтанирует ею, как заправский экстрасенс, страдая припадками ясновидения и беседами с призраками. Почему, собственно, новый босс Гоголя, дознаватель Гуро (Олег Меньшиков) и взял его в эту детективную командировку - шибко уж ловко припадочный Николай Васильич «ясновидел» в столице при расследовании убийств. В Диканьке им обоим тоже придется попотеть. Окрест ее рыщет Зло, похожее на заблудившегося ролевика с мечом. Которое уже совсем нешуточно потрошит по ночам юных барышень и пугает до усра... в смысле, устрашает своими выходками сельчан.
Долго ли, коротко ли, но трясина диканьковской мистики затягивает и без того насквозь мистифицированного Гоголя с головой. И вот он уже за милую душу общается со здешними утопленницами, очарованными заезжим бледнолицым чиновником, и другими странными личностями, которые пока не выказали свою бесовскую сущность, но явно проявят ее в дальнейшем. Попутно с расследованием всякой чертовщины под гоголевскими знаменами набирается дружная команда единомышленников-демоноборцев: лекарь, кузнец и местный участковый со своим "помощником шерифа". Да и бешеный «ролевик» не дает о себе забыть, носясь по округе, оставляя за собой новые трупы и не боясь иногда тыкать мечом даже в столичных детективов. Однако, как верно намекает нам подзаголовок «Начало», финал у этой истории будет не окончательный, а промежуточный. И потому главную звезду фэнтезийной Гоголиады - Вия, - нам в этом фильме на сцену еще не выведут, так что надейтесь и ждите сиквела.
***
В общем, скорее, удачное, чем нет, воплощение красивой и потенциально долгоиграющей идеи, учитывая лежащее в ее основе, литературное наследие Гоголя, да и просто отсебятину, которую можно пороть в рамках этой темы, только бы не иссякла фантазия. А она у создателей «Гоголя. Начала» определенно есть. Равно как и художественный вкус. Не знаю, велик ли бюджет фильма - явно нет, - но здешний мрачный колорит смотрится вполне на уровне, включая скромные, но приятные визуальные эффекты.
Обзор на вторую часть Гоголиады "Гоголь. Вий" - здесь.