Netflix снова за своё: медийный гигант продолжает радовать нас европейскими диковинками. Если вам пришлась по душе немецкая «Тьма», то мимо датского «Дождя» точно проходить не стоит. Вы все верно прочитали: сегодня будем разбирать продукт из Дании со всеми вытекающими милыми особенностями.
Чем нас только не пугали создатели сериалов и фильмов: тут вам и классические зомби («Ходячие мертвецы»), и сексуальные вампиры («Настоящая кровь»), и таинственные инопланетяне («Секретные материалы»), и даже прочная крыша («Купол») и деревья («Явления»). Рано или поздно очередь должна была дойти до дождя — и вот это время пришло.
Сначала давайте поговорим про понятие «европейские сериалы»: чем они отличаются от привычных нам американских проектов? Продукт из Старого света зачастую не такой глянцевый, обладает размеренным темпом повествования и старается найти свою индивидуальность в плане художественных приемов и нестандартных подходов к построению сюжета. Отсутствие комплексов и рамок делает европейские сериалы особым деликатесом в вашем зрительском рационе. Особенно, если на этот проект обратил внимание великий и ужасный Netflix. Да ну что я распинаюсь: вы и так все знаете, мои неистовые любители сериалов.
Сразу скажу, что «Дождь» попроще «Тьмы» и смотрится легче. Этому сильно способствуют адекватные имена героев: то ли создатели задумались о зрителях из других стран, то ли в Дании живут люди с человеческими именами, вроде Патрика, Стэна, Филиппа и иже с ними. Сюжет не ходит вокруг да около, а сразу бьет промеж глаз. Вот счастливая школьница Симон веселится с одноклассниками — а вот уже несётся в сопровождении отца, матери и брата Расмуса в подземный бункер, дабы спастись от дождя, содержащего вирус, который то ли убивает людей, то ли превращает их в нечто ужасное. Да, начало в стиле «нет времени объяснять». Герои оказываются в бункере; отец говорит Симон, что ее брата никто не должен найти, надевает желтый защитный костюм и уходит из бункера с важной миссией. За первые полчаса, проведённых в убежище, дети успевают здорово перепугаться, а также потерять любимую маму. Сюжет развивается плотно и насыщенно: «Дождь» — редкий случай, когда европейский сериал знает где поднажать, а где сбавить темп, выдавая информацию о враждебном вирусе постепенно и порционно, ровно настолько, чтобы заинтересовать, но не разочаровать и не скатиться в треш.
Для профессионального любителя сериалов «Дождь» — настоящее пиршество разнообразных теорий и догадок. При этом все предельно просто и в тоже время — на острие клиффхэнгерского ножа. Датчане так наивно играют с штампами: отец — сотрудник таинственной корпорации с логотипом а-ля Umbrella, Расмус — носитель таинственного вируса и, видимо, его антидота, а выжившие люди — страшнее всех ужасов вместе взятых. И это работает. Все эти бункеры и второстепенные персонажи, просто созданные на убой, уже где-то были, но отсутствие пафоса и последовательность делают своё дело. Да, между «Боже, ну сколько можно одно и тоже» и «Боже, что же будет дальше?» — тонкая грань, тут она работает в пользу второго. При всей скудности декораций и спецэффектов наблюдать за героями интересно: у них отлично прописана мотивация, а сюжетные повороты не дают отвести от экрана глаз. Не подумайте, что «Дождь» — это совсем уж бюджетный арт-хаус: наоборот, отказ от зеленого экрана в пользу проработанных деталей делает сериал лучше. Бункер выглядит внушительно, города — опустевшими, квартиры — заброшенными. Все дело в высохших цветах на столе, слое пыли на машинах, пожелтевших объявлениях на столбах, изношенных ботинках героев, разбитых очках. Да в том же дожде. Представьте, что вы с ужасом ждёте, когда в кадре появятся первые капли и как герои будут от них спасаться.
Я очень не хочу спойлерить, поэтому о сюжете могу говорить только в общих чертах. Если по началу «Дождь» предстаёт перед нами камерной историей не хуже «Кловерфилда», то позже дает «Ходячих мертвецов» в их лучшие времена, а под конец разводит интригу похлеще игровой версии «Обители зла». При этом сериал не вымучивает из себя эти перемены: авторы рассказывают нам историю и не боятся подать ее с разных сторон. Удивляет способность сценаристов не скатываться в пошлость и банальность, ведь главные герои болезненно молоды, и мозг сам иногда подсказывает повороты в стиле «Голодных игр» или «Бегущего в лабиринте» — но их не происходит. И слава Богу.
К кастингу претензий нет, но иногда мне кажется, что европейцы специально подбирают не самых симпатичных актеров, дабы ничего не отвлекало от сюжета. Приятным бонусом стал саундтрек: и саспенса нагонит, и усилит впечатление от красивых пейзажей. Заставка появляется только в третьей серии, и она хороша, так что надеюсь, вы до неё продержитесь.
«Дождь» не претендует на нетленку в 10 сезонов и не закатывает революцию в жанре. Но это приятный глоток свежего воздуха в душном и застоявшемся межсезонье. После «Дождя» дышится легче.
Ставь палец вверх и подписывайся на Серийного человека! А еще у нас есть канал в Телеграме. Поспорить с автором можно там же (но это не точно).