В современном мире большая часть времени отводится изучению знаний, а проявление чувств, управление эмоциями человека трактуется, как не воспитанность и низкий уровень грамотности. Давайте вспомним в школьной программе, какой предмет ориентирован на управление эмоциями? Вся эмоциональная жизнь ребенка вынесена за пределы педагогического процесса, родители и педагоги уделяют внимание больше оценочной стороне «Тебя спрашивали, какую оценку получил?». Мало кто из родителей рассказывают ребенку о необходимости понимать эмоции других людей, умение определять, чувства человека, что является большим залогом в построение гармоничных отношений с окружающими и прямой дорогой к достижению успеха. Управление эмоциями – это и есть эмоциональный интеллект человека.
Человек с высоким эмоциональным интеллектом, всегда уравновешен и может положительно влиять на эмоции других людей. В любой ситуации присутствует эмоциональный интеллект, и только сам человек выбирает какие чувства будет испытывать. Радоваться жизни и с оптимизмом идти вперед к цели или злиться и винить во всем окружающих – это выбор каждого. Человек уверенней и спокойней себя чувствует, когда осмысливает и контролирует свои эмоции.
Многие компании при подборе сотрудников стараются оценить эмоциональный интеллект. Как показывает практика сотрудники с высоким эмоциональным интеллектом менее конфликтны, не проявляют грубости, более гибкие и имеют наклонность к социально желаемому поведению. Руководители больше объединяют вокруг себя персонал, способствуют быстрой и успешной адаптации сотрудника, что позволяет быстрее достигнуть высоких показателей. Такие руководители заражают положительными эмоциями, они относятся к той категории лидеров, на которых хочется равняться.
Составляющие эмоционального интеллекта, которые позволяют эффективно управлять эмоциями:
• Осознанность – признание собственных эмоций и их влияния на мысли и поведение.
• Самоконтроль – умение контролировать непроизвольные чувства, управлять своими эмоциями в коммуникациях, брать инициативу в свои руки.
• Отзывчивость – есть умения развивать и поддерживать хорошие отношения, свободно общаетесь и вдохновляете других людей.
• Мотивация – есть ясное представление своей цели и осознанный план действий.
Развитие эмоционального интеллекта.
Осознанность:
Анализ поведения — вспомните ситуацию, в которой, по вашему мнению, вы нашли самый оптимальный выход из ситуации, в какой момент было не комфортно и хотелось изменить поведение. Выпишите положительные и отрицательные свои качества, что помогало и над чем еще нужно работать.
Обратная связь — возьмите обратную связь у своих родных и близких, по их мнению, какие у вас сильные и слабые стороны.
Подведение итогов дня – в конце дня проанализируете, как вы себя чувствовали, какие эмоции присутствовали (на встрече с руководителем, телефонный разговор с коллегой, в супермаркете и т.д), возможно где-то увидели над чем нужно работать, а где-то уже увидели осознанное изменение в поведение.
Самоконтроль:
Осознанность чувств – фундамент для управления эмоциями. Часто в условиях стресса мы теряем контроль над своими чувствами. Важно научиться справляться со стрессом. Каждый выбирает свое (посчитать до 15, любые физические упражнения, выпить воды и т.д). На самом деле сложно подавить агрессию, но физический толчок позволит привести организм в некий шок.
Отзывчивость:
Мы очень часто думает только о своих чувствах, но наши эмоции это лишь 50% отношений. Вторая половина, с которой мы взаимодействуем, также имеет чувства, поэтому сопереживание, отзывчивость важное жизненное умение.
Рекомендации, которые позволят стать отзывчивым человеком:
— позвольте человеку выговориться, не перебивайте на самом деле это сложно особенно, если негативные эмоции, но несколько минут внимания только сделают отношения крепче. Конечно, все пропускать, через себя все нет необходимости, нужно человеку дать просто рассказать о случившемся.
— постарайтесь принять мнение, действие другого человека, проанализируйте, что двигало им в сложившейся ситуации.
Мотивация:
Мотивация, это внутренний стержень человека, который включается в работу при одной только мысли и приводит поведение в действие. Мотивацией может быть: семья, работа, увлечения и т.д. все то что играет большую роль в жизни. Важно найти в себе этот стержень, разобраться, что движет на совершение поступков. Один из самых доступных и результативных способов нужно прописать цель на бумаге (как это сделать смотрим статью «Эффективный Тайм-менеджмент»).
Т.о, мы рассмотрели для чего нам необходимо формировать навыки управления эмоциями, какую роль играют в жизни человека, а также основные составляющие и рекомендации для развития эмоционального интеллекта.
Анализируем свой внутренний мир, ставим цели и радуемся жизни.
http://hrsib.ru/razvitie/upravlenie/upravlenie-emociyami.html