Найти в Дзене
Музыка и Жизнь

Master Of Puppets. Поворотный столб металла

Сам я не являюсь большим фанатом хэви и трэш-металлической музыки и группы Metallica в частности. Но в контексте осмысления развития музыкальных направлений нельзя не пройти и не удариться головой об этот столб.

С одной стороны, хэви, а потом и трэш-метал являлись убедительным ответом на засилие диско и новой волны на сцене. С другое стороны, это совершенно логичное развитие хард-рока, длившееся довольно долго - с середины семидесятых, до середины восьмидесятых. Сама Металлика в лице Ларса Ульриха утверждала о том, что их стиль родился из забойной музыки группы Motorhead, который безусловно являлся одной из последних сильных команд хард-рока. Сам Моторхед, конечно, являлся продолжением традиций, заложенных Deep Purple и Black Sabbath. Традиции эти основывались на классических симфонических гармониках, исключая практически любое влияние рок-н-ролла, блюза и буги-вуги, кроме инструментария - гитары, ударные и клавиши.

В предыдущей статье "Классика In Rock" я уже писал об этом интересном казусе и о неоспоримом вкладе Джона Лорда из Deep Purple в такую трансформацию. Black Sabbath очень сильно развили эту традицию, их работы начала семидесятых, особенно на сцене, порой сложно отличить от раннего хэви-металла в принципе

Музыка тяжёлая, может быть менее темповая, чем хэви, но простая - куплет-припев, несколько аккордов. Ускорились уже чуть позже Моторхед как раз к концу семидесятых, полностью оформив запросы хэви

Первые два альбома Металлики просто продолжили эту традицию ещё утяжелив и ещё загрязнив звук, а также прибавив темп. Параллельной дорогой шли Iron Maiden, но их звук был гораздо чище, как чище были вокал и гитарные соло - это дорога была протоптана Judas Priest с их двумя сольными гитарами. Музыка такая слушалась прекрасно, но дорожка неминуемо вела к попсе.

Третий же альбом Металлики 1986 года под названием "Master Of Puppets" (Кукловод) внезапно открыл совсем другое лицо и совсем другую дорогу, по которой можно двигаться. Мелодия в альбоме практически не имеет значения, по всем композициям используются абсолютно классические гармоники, никаким рок-н-роллом там и не пахнет. Но, самое главное, структура композиции настолько усложнена, что музыканты даже позволяют себе смены ритма посреди такта, смены тактового размера посреди композиции. Скачущий ритмический рисунок чрезвычайно привлекает, сразу видно, что ребята секут в музыке, а не являются тупыми подражателями. Огромный вклад в альбом сделал, конечно, басист Клифф Бёртон с классическим музыкальным образованием.

Лично я, когда слушаю заглавную композицию, сразу вспоминая вторую часть Девятой симфонии Бетховена, по энергетике и подаче это где-то рядом. Группа продемонстрировала широченный музыкальный кругозор. Можно бегло пробежаться по самым заметным композициям для доказательства

Battery - героические акустические аккорды в начале, напоминающие португальское Fado, переходят в агрессивные риффы в ускоренном и постоянно скачущим ритмом и завершается квинтаккордами на гитаре, не имеющими к предыдущей мелодии отношения

Master Of Puppets - два куплета кряду переходят в ддлинный проигрыш-интерлюдию с постоянной сменой ритма и аритмическими риффами, потом плавный переход к ещё одному куплету и следующей интерлюдией с соло Хэтфилда, потом риффы искажаются, вступает Хэммет с гитарой, а потом песня зацикливается и снова переходит к куплету.

«The Thing That Should Not Be» - пониженный музыкальный строй и риффы призваны создать минорно-депрессивную атмосферу, похоже на ранний Блэк Саббат, но тяжелее в десять раз

«Welcome Home (Sanitarium)» - аллюзия на "Полёт над гнездом кукушки" Кена Кизи, как бы баллада. Основной рифф исполняется попеременно в разных размерах - то четыре четверти, то шесть четвертей. Чистая гитара чередуется с искажёнными аккордами, усиливаясь до крещендо в концовке.

«Orion» - многочастная инструментальная композиция, аналог финала в крупных симфонических произведениях. Основу составляет бас-гитара (!), которая даже играет соло в середине, звук гитары искажён до восприятия на уровне оркестрового звучания

«Damage, Inc.» - по описанию самих музыкантов - начинается обратными аккордами Бёртона, основанных на одной из хоральной прелюдии Баха, затем мелодия ускоряется, басовый гитарный рифф в тональности ми-минор по утверждению Хэммета вдохновлён музыкой Deep Purple, что видно по его блэкморскому соло. Квинтэссенция связки Бах-Deep Purple-Metallica, лежащей в основе моей статьи.

Главная заслуга такого прорыва это, конечно, басист Клифф Бёртон с его классическим музыкальным образованием. В этом же году Клифф Бёртон погиб в автокатастрофе и успех в части новаторства Металлика уже не сможет повторить. Постепенно она переходит на более традиционные формы - те же баллады со спокойным ритмическим рисунком

К чести ребят надо сказать, что их музыкальный кругозор был настолько широк, что они не стесняясь критики делали каверы таких групп, как Queen и Black Sabbath, отдавала должное своим вдохновителям из конца семидесятых, записывая целые альбомы, состоящие исключительно из кавер-версий, а также сотрудничали с Лу Ридом - приверженцем абсолютно другой музыки.