Эффективная логистика стремится к экономии, поэтому эта отрасль остаётся самым перспективным рынком для технологий оптимизаций, в том числе внедрения блокчейн-стартапов. Во время доставки с грузом могут взаимодействовать до нескольких десятков человек: сотрудники таможни, чиновники транспортных ведомств, экспедиторы, водители, курьеры. Поэтому не удивительно, что самой частой проблемой клиентов онлайн-магазинов остаётся ошибка при доставке заказанного груза: он может быть доставлен не вовремя, в худшем случае — испорчен, потерян. И чем длиннее цепочка, тем сложнее её контролировать и оперативно реагировать на сложности.
Чтобы сложная, затратная и громоздкая логистика стала эффективнее, логистическим компаниям необходимо быстро обрабатывать значительные объёмы информации и делиться ею с компаниями-партнёрами, в режиме реального времени отслеживать отправку товаров. Сейчас некоторые игроки логистического рынка связывают модернизацию отрасли именно с технологией блокчейна.
Для начала стоит понять, в чём именно может помочь логистике востребованное сейчас направление. Серьёзным преимуществом станет облегчение оборота документов: смарт-контракты сводят к минимуму число бумажных документов и позволяют избежать дополнительных операций. Таким образом, процессы доставки товаров будут проводиться быстрее.
Благодаря абсолютной прозрачности блокчейн-цепочек можно будет полностью отследить весь путь товара. Более того, все данные доступны для каждого из участников доставки, что обеспечивает полный контроль. Например, в случае внесения изменений в документы со стороны почты это отразится в реестре данных, при этом задним числом провести изменения не получится. Публичный реестр поможет избежать конфликтных ситуаций, так как блокчейн-запись является неоспоримым свидетельством при решении спорных моментов между партнёрами.
Блокчейн сокращает число компаний в цепочке доставки, а избавиться от посредников — значит сделать доставку доступнее по цене. Немаловажным преимуществом может стать полный контроль качества — реестр содержит в себе сведения о производителе, поставщике и другую информацию, поэтому будет проще определить недобросовестного поставщика, избежать некорректной маркировки товара.
Разумеется, при всех достоинствах только одна технология не оптимизирует всю логистику полностью — сама организация доставки, выбор оптимальных маршрутов, загрузка товара и множество других моментов не зависят от блокчейна. Зато он прекрасно справится с упрощением оборота документов, выявить ошибки и хищения, проконтролировать условия выполнения контрактов.
Всё больше мировых компаний задействуют в логистике технологию блокчейна. Так в начале года стало известно о перспективной глобальной логистической платформы, которую IBM создаёт в содействии с морским перевозчиком Maersk. Также интерес к блокчейн-платформам проявляют Alibaba, Amazon, FedEx. Из российских компаниях подобные работы проводит пока только РЖД, госкомпания тестирует технологию на базе электронной торговой площадки. Ранее о желании создать собственный блокчейн-проект сообщала «Почта России» по словам руководителя компании Николая Подгузова.
Между тем, часть экспертов трезво оценивает перспективу перехода на блокчейн-технологии — в ближайшем времени это вряд ли осуществимо из-за больших сложностей с внедрением новинки в экономику и бизнес-процессы. Также остаются открытыми вопросы корректной работы смарт-контрактов в условиях постоянного изменения логистического бизнеса и сохранения коммерческой тайны при абсолютной прозрачности данных.
Другие статьи читайте на нашем портале logsib.su