"Никто не мог устоять перед атаками македонской кавалерии, состоящей из опытных тяжеловооруженных всадников" - писал древнегреческий историк Фукидид еще о коннице царя Пердикки II, правителя Македонии в 454-413 гг. до н. э. (Thuc., II.100)
Вы глубоко ошибались, если ранее считали, что вся сила войска Александра Македонского заключалась в фаланге. Фалангиты с длинными копьями-сариссами, безусловно, составляли ядро армии, но без поддержки конницы они не достигли бы существенных успехов в наступлении. Более того, некоторые авторы считают, что конные отряды Александра являлись ключом к победе, а фаланга при кавалерии выполняла лишь вспомогательную роль. Но, как пишет почтенный Г. Дельбрюк, успехи македонян на полях сражений кроются в сплоченности различных родов войск, действующих как единое целое.
Македонская кавалерия получила мощное развитие при царе Филиппе II, отце знаменитого завоевателя. При нем же значительно возросла ее численность. После смерти отца в распоряжении Александра оказалось около 3.000 кавалеристов при 30.000 пехоты (Diodor, XVII.9). Опорой корпуса были приближенные к царю всадники из отряда гетайров (дружинников). В дружину входили землевладельцы, по большей части - этнические македоняне и греки. Плутарх сообщает о щедрых дарах завоевателя для своей дружины: кому - поместье, кому - землю, деревню или доходы от поселения или порта. (Pl., Alex., XV). Возможно, это было очередным увеличением корпуса тяжеловооруженной кавалерии гетайров. В отряды (илы) набирались и варвары (в частности, фракийцы) на завоеванных еще царем Филиппом землях.
Кавалеристы Александра не носили щитов, вооружались длинными копьями-ксистонами, которые, по некоторым подсчетам, имели длину от 3 до 3.5 м. Голову всадника прикрывал шлем беотийского типа (см. на иллюстрации ниже), а корпус - доспехи из льняной ткани (линотораксы). Не исключено, что наиболее обеспеченные из гетайров приобретали бронзовые антропоморфные кирасы.
Кавалерия Александра Македонского выполняла в бою наступательные и оборонительные задачи: прорыв вражеского строя, уничтожение конницы противника, обходные маневры во фланги и тыл пехоты и защита собственной фаланги в ходе развертывания. К примеру, в сражении с персами при Гавгамелах македонский царь, заметив разрыв во вражеской линии, тотчас устремился в него во главе личной дружины. Данный натиск вселил ужас в Дария и заставил его первым покинуть поле боя (Arrian, An., III.14).
× Много интересного в телеграм-канале: @battlez
Касательно развертывания: македонская кавалерия строилась по обоим флангам. У Александра правое крыло занимали лучшие всадники, элита войска, там же находился и сам царь; левое - союзная конница. Именно правый фланг атаковал первым. Во время атаки каждая ила формировала клин, перенятый македонцами у скифов (Arrian, Tact., XVI). По Арриану, клин применяли для прорыва строя, и его главным преимуществом является удобство маневрирования в сравнении с прямоугольным строем. Углы клина занимали старшие офицеры, которые вели всю илу в определенную сторону. Решения о направлении движения принимались в зависимости от обстоятельств. Еще более совершенным строем Арриан называет ромб. Особенно в его использовании преуспели фессалийские всадники, которые могли двигаться в любую из четырех сторон ромба. Углы, как и при клине, занимали офицеры, а косые стороны - наиболее храбрые участники илы.