Документалки Дудя – лучшее, что есть на его на канале. Но даже они теряют в качестве и превращаются в конвейерный продукт. Фильм про Алексея Балабанова – тому доказательство.
Это уже пятый фильм команды «вДудя» после «Бодрова», «Человека после войны», «Новой России» и «MTV – главный канал нашего детства». Легко заметить, что весь цикл (кроме «Новой России» – потому она и лучшая) объединяет одна общая черта – вторая половина 90-ых годов. Или же – время взросления Юры Дудя. Все его документалки – не более, чем продукт ностальгии по времени, сформировавшему его вкус. А вкус у Дудя, как мы уже не раз убеждались, не очень.
Это прослеживается почти во всех фильмах. Исключение – «Человек после войны», ставший примером качественной журналистской работы: Дудь услышал историю от Шевчука и раскрутил её до полноценного фильма о Чеченской войне через призму личности одного солдата. Всё остальное – осколки эго.
Бодрова до сих пор любят так сильно, что критиковать его не принято. Да и не за что – человеком-то он был, судя по всему, прекрасным. А про актёрские таланты не спорят, да и уже поздно. Тем более, документалка о нём была первой и получила заслуженную славу.
«Новая Россия» – вроде бы отличная документалка. Но даже в нее Юра протолкнул свою личную любовь и крайне сомнительного качества группу The Hatters. Да, Музыченко чертовски харизматично рассказывал клевые истории, но разве у нас настолько мало талантливых молодых музыкантов, чтобы продвигать именно вторичный gypsy punk?
Выпуск про MTV тоже покорил поколение, заставшее канал, в том числе и меня. Но, при всём уважении, MTV никогда не был по-настоящему стильным и глубоким каналом. Погружаться в ностальгию по нему приятно до тех пор, пока не напорешься на воспоминания о жопно-сартирных шутках в передачах «Давай на спор» или сериал «Клуб».
И вот теперь Балабанов. Самый ожидаемый и предсказуемый выпуск. Кажется, ни к кому Дудь в своих интервью не отсылал так часто – словесно или фрагментами из фильмов. К концу разговора с Серебряковым уже хотелось кричать: «Юра, да мы поняли, как сильно ты любишь Балабанова, давай наконец спроси что-нибудь дельное!»
О мёртвых в нашей стране принято говорить либо хорошо, либо ничего. Но Дудь сам всё начал, вставив слово «гениальный» в название фильма. Балабанов, безусловно, режиссёр хороший для своего времени и по-настоящему крепкий художник. Но приставку «гениальный» многие критики бояться применить даже к Антониони и Кубрику. А раз уж на то пошло, то как называть творивших в те же 90-ые Германа и Сокурова, если Балабанов гений? При всех талантах, для народа и его самоидентичности режиссёр сделал всё же больше, чем для кино. Тем более, как выяснилось, великим его не считает даже лучший друг.
Судя по риторике вопросов в фильме, Дудь бы парировал: «Он гений лично для меня» Но проблема как раз и заключается в этом «лично для меня». На канале «вДудь» больше 3 миллионов подписчиков. Вырасти до таких показателей удалось во многом благодаря всеядности в гостях: Дудь угождает абсолютно всем социальным стратам, субкультурам и вкусовым ориентациям. Собрав разношёрстную аудиторию, Юра начинает пихать ей под маркой лучшего контента канала свои собственные вкусы и убеждения. На YouTube это вполне нормально, да и в любом творчестве тоже. Но Дудь всё же не Николай Соболев – пора осознавать ответственность и делать реальные дела.
Фильм, приуроченный к пятилетней годовщине со дня смерти знакового для России режиссёра, кейс вполне понятный. Но раз уж так любишь Балабанова и прививаешь эту любовь аудитории, то сделай оригинально. В прошлых фильмах модель множества интервью участников событий, переплетающихся в единый сюжет, выглядела бодро и уместно. Но на пятый раз это надоедает. Особенно когда хронометраж неоправданно растянут: 2 часа 10 минут – да любой фильм самого Балабанова короче.
Конечно, там есть на что посмотреть. Интервью с женой – вообще одно из сильнейших у Дудя, просто не оторваться. Куча прекрасных историй, новых фактов и шуток. И даже повернутость Юры на деньгах тут играет на редкость хорошо. Но смотреть на долгое и однообразное общение с пятью спикерами, где не самого гениального режиссёра возносят до уровня полубога, невероятно утомительно.
Снимать про любимых – крайне опасная затея. Во-первых, тяжело быть объективным. Во-вторых, можно легко увлечься и перестараться, забыв про всякую редакторскую работу. Знаешь так много, любишь так сильно, что хочется рассказать всё и ещё больше. Но как зрителю потом со всем этим разбираться?
Канал называется «вДудь», и Юра имеет полное право заниматься тем, что он любит. Но со временем это хобби превратилось в конвейер: мы знаем, что Дудь спрашивает у гостей и представляем, какова будет тематика и структура новых документалок.
Оттого смотреть грядущие выпуски будет только скучнее, ведь «вДудь» наверняка продолжит исследование 90-ых и пригласит какого-нибудь Сухорукова (самый популярный кандидат в комментах) или Би-2. Смотреть на такую кальку самого себя уже не интересно. Пора бы выйти за рамки своего эго и двинуться дальше – аудитория это обязательно оценит и приумножится.