В последние годы в глянце постоянно мелькает забавное словосочетание «investment pieces». Под ним подразумеваются дорогие вещи из категории одежды и украшений, которые стоит покупать, несмотря на цену, потому что это «вещи-инвестиции». У популярности этого феномена есть три причины.
Первая причина
Как уже обсуждалось, глянец нужно заполнять контентом. И далеко не всегда включение той или иной вещи бывает оплачено брендом. Часто это совершенно бескорыстный вымысел автора статьи. И как правило, не отличающийся оригинальностью. Все эти «вещи-инвестиции» ходят по кругу из года в год, из журнала в журнал. Если вы уже сто раз не встречали в подобном списке тренч Берберри, вы очень далеки от глянца.
Вторая причина
За несколько последних лет цена многих luxury вещей стремительно выросла. Например, за пять лет с 2009 цена классической кожаной сумки Chanel увеличилась на 70% до $4900. В среднем, цена luxury сумок всех брендов росла на 14% в год за последние 13 лет при инфляции в 2.5%. Это делается для того, чтобы отделить luxury сегмент от ставшего очень популярным сегмента affordable luxury. Чем более распространенными становятся сумки, например, Michael Kors или Tory Burch, тем быстрее Chanel и Louis Vuitton будут поднимать цены.
Цены растут непропорционально инфляции в том числе и в категории affordable luxury, просто в luxury быстрее.
Третья причина
В общество проталкивается лозунг «Ты этого достойна». Сейчас принято внушать, что все достойны всего самого лучшего. Придуманный L’Oreal слоган «Because you are worth it!» нашел горячий отклик в народных сердцах. Но поскольку коммунизм еще не наступил (not just yet), подавляющее большинство потребителей вынуждены ограничиваться одной-двумя дорогими вещами. Это из тех, кто вообще может их себе позволить.
Если средняя цена вещи, которую покупает обычная женщина, например, $100-$200, то чтобы она потратила $800 на туфли Louboutin, ее нужно как-то стимулировать. Отсюда возникают истории о их великолепном качестве и timeless дизайне.
«Купите тренч Барберри за $1300 и вы будете носить его многие годы, ведь он никогда не устаревает! Это инвестиция в качество!» К сожалению, тренч Барберри устаревает точно так же как и все остальные вещи на свете. Если обратить внимание, каждый год новый тренч чуть-чуть отличается от прошлогоднего. За пять лет он отличается уже довольно сильно. Устаревают сумки Chanel, туфли Louboutin; кашемировые кардиганы и свитеры, которые везде позиционируются как «вечно элегантные» устаревают еще быстрее. Тем более, устаревают «маленькие черные платья», которые и изначально-то мало кому нужны. Меняются ткани, силуэты, качество обработки.
Поэтому, все эти списки необходимых покупок, на которые не должно быть жаль денег, на мой взгляд, абсолютно абсурдны. И даже вредны. Когда женщина может себе позволить только две-три luxury вещи, она экономит на остальных. Вместо того чтобы распределить эти деньги на несколько сезонов и всегда покупать современные дизайны женщина тратит их за один раз.Те, кто действительно имеет возможность покупать luxury, всегда знают какого сезона на ком-то вещь, а производить впечатление на тех, кто ничего в этим не понимает, тем более не имеет смысла. Кроме того, обычно покупательниц сегмента роскоши видно по общему образу и всем остальным вещам, поэтому только одна-две вещи могут выглядеть странно, поскольку будут использоваться постоянно.
Вот и получается, что покупка «investment pieces» бессмысленна. Особенно сейчас, когда мода стала очень демократичной и стремительно меняющейся.
Покупать следует вещи исходя из:
а) того, что вы можете себе позволить, потому что слишком дорогая вещь — не инвестиция в свой образ, а как раз наоборот,
б) того, что вам идет и подходит к остальным вашим вещам,
в) того, насколько вещь современна, потому что, как уже обсуждалось, мода никогда не повторяется в точности.