Найти тему
Не формат науки

Мой взгляд на образование.

1. Исследования и прогнозы.

Что нужно изучать школьникам, чтобы стать кем-то в перспективе?

Вопрос достаточно сложный, т.к. современный мир очень быстро меняется, постоянно появляются новые технологические решения, делаются открытия в различных областях науки, терабайты информации появляются и преобразуются в интернете. Как за всем этим успеть, не навредив основной, базовой школьный программе?

Первое, что нужно любому человеку в современном мире, не только школьнику, — это умения находить, анализировать, отсортировывать информацию из различных источников. Говоря проще, умение работать с информацией.

Второе, вытекает из первого, умение самообразовываться. Бесспорно пригодятся: способность критически мыслить, смысловое чтение и другие метапредметные навыки.

Третье, умение адаптироваться, находить общий язык с другими людьми, работать в команде, не бояться взять на себя роль лидера, генератора идей или какою-либо другую роль участника проекта, знать свои сильные и слабые стороны.

Вышеперечисленное, не даст нужного результата, если человек не будет Человеком. Поэтому так же важно воспитывать в людях бережное отношение к другим людям, к природе, к вещам – ко всему, что было, создается и будет создано человеком.

Из вышесказанного, могу сделать вывод, что изучать нужно очень многое, большая часть которого просто не содержится в обычной школьной программе – это базовые навыки программирования, обработки фото и видео, «гуглить как профи», общение на иностранном языке, изучение экологии, командная проектная деятельность такая, что проекты должны и могут быть осуществимы, которые будут реально интересны детям, их родителям, т.к. родители тоже являются участниками педагогического процесса, и учителям. Ведь эти навыки нужнее современному ребенку, чем умение брать криволинейные интегралы и находить производные сложной функции.

Изучение предметной базы должно проходить через практикоориентированные задачи. Физика, химия, биология и другие предметы естественно цикла - максимум практики, чего невозможно добиться в обычной школе. Постоянная нехватка реактивов, штативов, один микроскоп, никакого препарирования, старинные катушки индуктивности, ни одного осциллографа, ни одного телескопа и т.д. Как же можно что-то понять об окружающем мире, если его нельзя посмотреть или потрогать?

2. Дизайн.

Миссия школы – воспитать Человека. Не обязательно, чтобы выпускник стал лауреатом «нобелевки» или «оскара». Важно, чтобы каждый ребенок, прошедший обучение, стал счастлив, здоров, уверен в себе. Не имеет значения какие были у него отметки, важно то, чтобы он мог принимать самостоятельные решения, нес ответственность за свои поступки, быстро ориентировался в новых ситуациях и понимал современные концепции: как устроена Вселенная, чем занимаются математики, как устроен интернет, как появился человек, что такое квантовая криптография, возможно ли телепортация, зачем нужен VPN и т.д.

Нельзя сказать, что будет самым эффективным в образовании сегодня или завтра, у каждого ребенка свои возможности и интересы, каждый преподаватель делает что-то по-своему – нет какого-то алгоритма, следуя которому можно «сделать» взрослого, самостоятельного человека. Есть много образовательных технологий, большинство из которых, наверное, я даже не знаю, следую которым можно развивать в детях различный умения. Вопрос еще и в том, как измерить эффективность образования? Отметки – субъективны, знания – относительны, счастье – не измерить. Думаю, что основным критерием оценки образования человека служит желание ребенка познавать дальше, развиваться, если учителя смогут привить такое отношение к знаниям и такой интерес к знаниям, что в дальнейшем у человека не пропадет интерес к самообразованию, саморазвитию – то задача выполнена.

Мотивировать учащихся необходимо собственным примером, учитель (наставник) должен быть фанатом своего дела и, как однажды сказал Р. Фейнман: «Если вы учёный, квантовый физик, и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребёнку, чем вы занимаетесь, — вы шарлатан.» Познавать новое, быть в курсе последних новостей своего предмета – это одна из основных задача учителя; заразить своим примером, объяснить так, чтобы было понятно и интересно каждому, показать на практике – те вещи, которые необходимо делать учителю. Вторая - овладение одной-двумя современными технологиями обучения, не думаю, что имеет смысл прочитать о паре десятков технологий, но так и не научиться применять одну из них в совершенстве. Так же считаю, что каждый учитель и каждый ученик обязан прочитать топ-50 книг non-fiction литературы (Хокинг, Грин, Каку, Докинз, Саган и др.)

3. Развитие.

Как я уже говорил, не существует какого-то алгоритма, при помощи которого можно вырастить из кого-либо талант. Развиваться и помогать развиваться другим, не останавливаться на достигнутом, думаю, это самое главное условие для того, чтобы стать талантливее.

Для реорганизации предлагаю убрать контролирующие органы, по примеру Финляндии. Каждая школа вполне может обойтись внутренним контролем. У нас государство из живых людей, а не завод по производству роботов, чтобы всех детей «косить под одну гребенку». Век стандартизации и индустриализации прошел, наступил век информатизации и креатива.

Под эгидой честного, грамотного, заботливого руководства наставники смогли бы сломить бюрократическую машину и доказать собственным примером, что школа – это не зря потраченное время за партой. Школа – плацдарм по запуску в мир новых Илонов Масков.