Среди всенародно любимых киноактрис самым крутым нравом обладала, пожалуй, Нонна Мордюкова. То, что казачка способна разорвать и прожечь противника одним взглядом, стало ясно еще по роли Ульяны Громовой в "Молодой гвардии".
В реальности силы взгляда неоднократно убеждались и коллеги-актеры Мордюковой, и члены съемочных групп различных кинофильмов. Не стеснялась актриса и загнуть крепкое словцо. Но вот такого, чтобы ударить человека до поры до времени не было. Но наступил момент, когда Нонна перешла грань рукоприкладства. Пострадавшим оказался один из самых ценимых женщиной режиссеров - Никита Михалков.
В 1980 году Михалков приступил к съемкам картины "Родня". Фильм отличался разноплановостью, в нем трагический элемент сочетался с комическим. Следовательно, для главной роли требовался исполнитель незаурядный.
То что Михалкову удалось заполучить на съемки Нонну Мордюкову многие объясняли беззаветной любовью актрисы. Нонна и в самом деле любила Никиту, но совершенно не так как женщина любит мужчину. Никаких эротических чувств не было. Была преданная любовь прекрасной актрисы к блестящему режиссеру.
Нужно признать, что и сам Никита Михалков испытывал к актрисе подобные чувства. Никакого эротического подтекста в отношениях не существовало.
Сам режиссер полагал, что Нонна будет идеальным исполнителем для его замыслов, поэтому не скрывал радости, что удалось ее заполучить. Довольна была возможностью сниматься в "Родне" и актриса. Никто из съемочной группы и предположить не мог последующий скандал с применением силы.
Момент съемок того как актриса провожает сына в армию проходил на железнодорожном вокзале Днепропетровска. Изучая опыт режиссеров зарубежных стран, Михалков обратил внимание на то, что они буквально доводят своих подчиненных буквально до состояния эмоционального взрыва. После размышлений было решено попробовать их методику.
В осуществление задуманного Нонне в чемодан наложили камней и заставили его таскать. Сам Никита беспощадно критиковал актрису, доказывая, что она играет посредственно. Не стеснялся Михалков и прямых оскорблений. Он удобно устроился на вышке оператора и дубль за дублем заставлял таскать тяжеленный чемодан при этом придирки были явно надуманными. Одним из самых язвительных замечаний стало утверждение режиссера, что актриса уже бабка, которая не в состоянии сыграть порученную роль.
И Михалков добился своего. Наступил момент, когда контролировать свои чувства актриса оказалась не в состоянии. Она отшвырнула проклятый чемодан и устремилась в гримерку. В полевых условиях гримеркой служил вагончик, вот только укрыться в нем не удалось.
Непонятным образом Михалкову удалось первым оказаться у двери убежища. Он держал дверь и не давал ее закрыть. Нонна разорвала шефу рубашку, ударила со всей силы кулаком в грудь, пнула его ногой, но реакции не было. Не давал Никита и закрыть дверь. В отчаяньи актриса бросилась на койку. Обидчик ушел, зато появился оператор. Он стал уговаривать Нонну Викторовну вернуться на площадку.
Актриса чувствовала себя оскорбленной и продолжать съемки не желала. Она собиралась уехать в Москву. Все же выход на съемочную площадку состоялся. Видимо выражение лица народной артистки было такое, что никаких дублей больше не было. Снят эпизод был с одной попытки.
Вечером в гостиницу к Мордюковой пришли с утешениями друзья. Но еще не был накрыт стол, как заявился извиняться сам Михалков. Посторонние быстро исчезли из номера. Нонна Викторовна отвернулась от кающегося режиссера.
А когда все же повернулась, то увидела Никиту Сергеевича рыдающим. Слезы растопили женское сердце, дружба была восстановлена.