При каждом очередном обострении в отношениях между Россией и Западом, риторика официальной Австралии и местных СМИ становится жёстче в адрес России. 2014-й год запустил новую волну кризиса.
Том Свитцер (Tom Switzer), директор Центра назависимых исследований и политический комментатор ведущих австралийских СМИ – один из немногих экспертов в Австралии, кто пытается в своей работе задать вопрос: а может быть не всё так однозначно в отношениях с Россией?
– Своё недавнее общение с аудиторией в Сиднее Вы посвятили русофобии на Западе.
– Ситуация значительно ухудшилась после начала событий на Украине в 2014-м году. Уверен, что тогда многие западные политические комментаторы отнеслись к украинским событиям слишком однобоко и не смогли разобраться в том, что же на самом деле происходило.
– В Интернете недавно появилось множество мемов на тему Russians did it. Есть ощущение, что на Западе уже сложилась чёткая позиция о презумпции виновности России, о чём бы ни шла речь.
– Я уже неоднократно говорил, что на Западе сегодня определенно есть проблемы с пониманием России.
– Когда случилась трагедия MH17, то началось хоть какое-то расследование. Спустя четыре года кажется, что Западу уже никакие доказательства и расследования больше не требуются: Трамп моментально запускает ракеты по Сирии после якобы химатаки, другие занимаются коллективной высылкой дипломатов после непонятного дела Скрипалей.
– Что касается дела Скрипалей, то тут море вопросов и считаю, что до сих пор не предоставлено никаких доказательств, что в этом замешан Кремль.
– Кажется, что в этом деле Скрипалей Западу было важнее показать некое единство, показать что Запад может выступать единым фронтом в любой, даже самой абсурдной ситуации и при любых обстоятельствах.
– В относительно единой позиции Запада в данном случае действительно много символизма. Но, например, Германии это никак не мешает – активная работа над газовыми проектами с Россией как велась, так и ведётся.
ЧИТАТЬ: ЭКС-ПОСОЛ АВСТРАЛИИ ТОНИ КЕВИН НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО ПОСЕТИЛ КРЫМ
– Вы утверждаете, что как только Запад начнёт относиться к России с уважением и пониманием, то отношения сразу пойдут в гору. Но это означает, что Западу придётся признать – у России есть национальные интересы и считаться с этим.
– На данный момент я вижу другое – в Вашингтоне и Брюсселе просто одержимы идеей расширения НАТО и Евросоюза аж до порога России. И никто там даже не хочет задуматься о том, что это воспринимается Россией однозначно – как угроза национальной безопасности. НАТО создавалось для сдерживания СССР, но Союза уже давно не существует! Так в чём дело?
– Конфликт между Западом и Россией сегодня очень серьёзен?
– Мы в шаге от кризиса похожего на кубинский. Такой же позиции придерживается и мой друг Стивен Коэн (англ. Stephen Cohen) из университета Нью-Йорка, который давно об этом говорит. Сейчаc три войны против России – в Прибалтике, Сирии и прокси-война на Украине. Понимаете, что любой инцидент, просчёт и две ядерные сверхдержавы столкнутся!? Зачем США делает всё это у порога России или в той же Сирии? Это просто манифест сумасшествию! Зачем продвигаться так близко к России, зачем всё это на Украине или в Грузии? Россия у своих границ прекрасно вооружена, так зачем эта игра с огнём? Зачем дразнить медведя? Но, я не думаю, что этого, например, хочет Трамп, но у него сегодня столько противников в руководстве страны.
– Главная претензия Запада в том, что Россия пытается подорвать глобальный порядок.
– А кто вообще говорил о международном либеральном порядке до “крымских” событий? Я уверен, что сегодня мы живём во время суверенных государств, а не некоего глобального либерального порядка.
– Кстати, про крымские события.
– И в этом вопросе Запад опять же подошёл слишком формально и однобоко, просто игнорируя множество фактов: и то что Крым был частью России, и то, что там исторически базируется русский флот, и результаты того же референдума.
– Во время Холодной войны Запад говорил, что противостоит идеологии коммунизма, мол как абсолютному злу. В России коммунизма нет уже почти 30 лет, а давление на Россию есть и только усиливается. Может быть дело-то было вовсе и не в коммунизме, а в историческом противостоянии России?
– Скажу, что все державы защищают и продвигают свои стратегические интересы и Россия делает это точно также.
– В превью к недавнему выступлению Вы написали: “Владимир Путин – это злодей (англ: thug), который возглавляет бандитский режим”. Вы действительно так считаете?
– Использование подобных выражений в моём случае, прежде всего, вызвано желанием показать насколько плохо всё обстоит на Западе вокруг темы Путина и России. Ну и наверное это своего рода что-то вроде защиты на Западе, чтобы кто-то не додумался обвинить тебя в том, что ты какой-нибудь “агент” Кремля и можно было спокойно заниматься темой России. Я не считаю себя достаточным экспертом по внутренней политике Путина, хотя, безусловно, вижу сигналы того, что в России есть давление на журналистов и это явно не признак свободного общества. Так что часть правды, думаю, в этом выражении тоже есть. Но подчеркну, моя мысль в другом – Запад, будь то Вашингтон, Лондон или Брюссель не смог выстроить отношения с современной Россией.
ЧИТАТЬ: ТОНИ КЕВИН: У ОБЫЧНЫХ АВСТРАЛИЙЦЕВ НЕТ ВРАЖДЕБНОСТИ К РОССИИ
– Западные СМИ создали крайне негативный образ Путину, но выборы показали, что он имеет огромную поддержку в России, значит ли это что в дальнейшем на Западе будет выстраиваться логика, что с этими русскими что-то не так в принципе?
– Нет, не считаю. Да, на Западе продвигается стереотип о том, что Путин – злодей, что хочет возродить какую-то империю, что его политика агрессивна и это политика экспансионизма. Но уверен, что русские, да и многие обычные люди на Западе рассматривают политику Путина лишь как ответную и оборонительную.
– Путин получил на выборах 76%. Даже в странах Запада граждане России активно отдавали голоса за Путина. Вы удивлены?
– Нет. Путин делает то, чего люди ожидают – отвечает на провокационную политику Запада и доверяют ему даже не смотря на все внутренние вопросы.
– Давайте перейдём к отношениям Австралии и России. Австралия в последние годы выступает с жёсткой антироссийской позицией.
– Связи между Россией и Австралией, мягко говоря, не такие тесные, а вот с США – наоборот. Поэтому, Канберра не пойдёт против Вашингтона. Тем не менее, уверен, нынешняя позиция Австралии по отношению к России не должна быть такой. Новая Зеландия в этом плане должна служить примером.
– Ряд стран Запада недавно выслали российских дипломатов, а официальная Австралия говорит, что выслала шпионов. Похоже на какую-то профанацию.
– Вопросов действительно много по этой высылке, но у меня нет информации об этом.
– Австралия также очень громко и жёстко выступила после трагедии MH17.
– Такая жёсткая реакция Австралии была в том числе и потому, что сепаратисты могли бы куда активнее участвовать в передаче тел погибших, помогать австралийским дипломатам и вообще содействовать расследованию.
– Вы уверены, что это сделали ополченцы?
– Из того объёма опубликованной информации у меня нет в этом сомнений, но сделали они это, вероятнее всего, по ошибке, сбив не тот самолёт. Поэтому, когда Тони Эбботт использует выражения вроде “холодные кровожадные убийцы” – это уже чересчур. Я не вижу доказательств того, что MH17 был уничтожен преднамеренно. Не забывайте, что в тот период времени в регионе шла настоящая “горячая” война, погибли тысячи людей, премущественно русскоязычного населения.
– Нормальные отношения между Австралией и Россией возможны?
– Уверен в этом. И надеюсь, что они наладятся в ближайшее время, а не в далёкой перспективе.
– Вы – политический эксперт в ведущих СМИ Австралии и прекрасно знаете местную медиакухню. Почему в австралийских СМИ практически невозможно найти позитивной информации о России?
– Я уже говорил неоднократно: если что-то в мире идёт не так, проверь – обвинил ли ты уже в этом русских? Это смешно, но такова ситуация в политической журналистике. У каждой истории ведь есть как минимум две стороны медали, но об этом все кажется забыли.
– Есть ощущение, что австралийские СМИ пребывают в полной уверенности, что в России до сих пор коммунистический режим. Недавно было шоу My kitchen rules, в котором участвовали две русские девушки и снова всё строилось вокруг заезженных коммунистических образов уже даже не 30-летней давности.
– Есть такое, но про данное шоу ничего сказать не могу – просто его не смотрел, мне есть чем себя занять. Я лично не вижу никакой связи между современной Россией и коммунизмом и уверен, что и австралийская молодёжь думает также.
– Вот уже несколько лет из Австралии организуются пресс-туры в Сирию, чтобы дать возможность журналистам увидеть Сирию своими глазами. Во время одного из таких туров журналистам и активистам удалось даже пообщаться с Башаром Асадом. Организаторы говорят, что все главные СМИ Австралии от этих поездок всегда отказываются.
– Мне сложно говорить о причинах отказов, но выражу свое мнение про Асада и нынешнюю ситуацию в Сирии. Объясните мне, какая сейчас угроза для Запада исходит от Асада? По-моему куда больше угрозы от этих джихадистов. Разве нет? Почему бы в нынешней ситуации просто не начать сотрудничать с Асадом? И какая реальная альтернатива Асаду сейчас?
– Что думаете про RT?
– Я смотрю RT примерно раз в неделю. По многим вопросам с RT можно спорить и канал, безусловно, пророссийский, но RT не более пророссийский, чем BBC или CNN прозападные. Думаю, что всем, кто интересуется Россией, важно обращаться к российским источникам и знать, что сама Россия думает о себе и о происходящем в мире.
– Были ли Вы когда-то в России и откуда черпаете знания о стране?
– В России я не был и у меня не так много русских знакомых. Но я изучал историю России в школе, а в 1988-89 годах изучал историю царской и советской России. Вообще меня всегда интриговала современная история страны, поэтому, я с большим интересом наблюдаю за нынешними событиями в России и всегда стремлюсь рассматривать их в историческом контексте.
Беседовала Ольга Альтей