Кто первый добыл американский ПЗРК «Стингер» в Афганистане и почему не получил обещанной Звезды Героя
До лета 1986 года воздушное пространство Афганистана контролировалось силами ВВС ограниченного контингента советских войск в ДРА. ЦРУ и Пентагон США, желая переломить эту ситуацию, решили вооружить вооруженные формирования моджахедов новыми зенитными комплексами «Stinger». Работа советской авиации оказалась под угрозой.
В мировые СМИ просочилась информация о поставках нескольких сотен ПЗРК «Stinger» морским путем из США до пакистанского порта Карачи. В последующем ПЗРК направлялись в лагеря подготовки, где афганские боевики изучали новейшее оружие и далее направлялись в Афганистан для его практического применения.
25 сентября 1986 года в районе аэродрома «Джелалабад» ПЗРК «Stinger» был впервые применен против советских войск в Афганистане. Тремя ракетами моджахеды сбили два вертолета Ми-8 МТ 335-го отдельного вертолетного полка.
Только 29 ноября 1986 года советское командование удостоверилось, что против наших ВВС применяется американский ПЗРК. При прочесывании местности севернее аэродрома «Джелалабад» бойцами 66 отдельной мотострелковой бригады были найдены пять стартовых вышибных зарядов ПЗРК «Stinger». Именно столько ракет было выпушено боевиками в этот день при уничтожении 2-х советских вертолетов. Это были первые вещественные доказательства о снабжении моджахедов Соединенными Штатами Америки.
По всей 40-й армии, воюющей в ДРА, было объявлено: кто первым возьмет «Stinger» – получит Звезду Героя Советского Союза. ПЗРК искали все, ни к чему не привела и попытка его покупки за баснословную сумму в пять миллионов афгани. Особенно упорно работали подразделения ГРУ. Спецназовцы находили позиции ПЗРК, стартовые блоки, блоки охладителя головки самонаведения, но не было самого «Stinger». Заслуженная удача выпала на долю 7-го отряда спецназа, расквартированного в Шахджое.
Группа майора Евгения Сергеева осуществляла «свободную» охоту на подконтрольной территории с использование вертушек. Разместившись в 4-х вертолетах, группа вылетела по маршруту поиска. В одном из ущелий, при ясной погоде на фоне белейшего снега, были обнаружены три мотоцикла. Опытные спецназовцы знали, что простые афганцы не могут ездить на мотоциклах, это могли быть только моджахеды. Мотоциклисты и не пытались особо скрываться. Боевики стали обстреливать вертолеты и сделали два поспешных выстрела из ПЗРК. «Вертушки» обработали территорию ракетами и вертолет с досмотровой группой приземлился в районе боестолкновения. Командир группы успел заметить, что в одном из мотоциклов находилась странная труба, похожая по описаниям на «Stinger». Спецназовцы стали преследовать удиравших «духов». Недалеко об места боя находилась еще одна группа душманов, которая незамедлительно пришла на помощь мотоциклистам. Завязался привычный для спецназа бой. Один из офицеров – Ковтун, в пылу боестолкновения заметил, что один из боевиков, в одной руке которого была «труба» а во второй кейс, очень быстро побежал в сторону. Сработали рефлексы спецназовца - есть кейс, значить в нем должны быть документы. Ковтун бросился в погоню. Шустрым оказался моджахед, между ним и преследователем росло расстояние. Но его нельзя было упускать, и пуля спецназовца настигла беглеца. Труба и кейс стали заслуженным трофеем.
Бой длился не более десяти минут. Трофеи: две трубы (пустой и с начинкой ПЗРК «Stinger»), кейс с технической документацией и адресами поставщиков и изготовителей, раненый душман были загружены в вертолет. Обратным маршрутом спецназовцы возвратились на базу.
Командиром бригады спецназа было сообщено, что участники боестолкновения: офицеры Сергеев, Ковтун, Соболь и сержант Атубаев представлены к званию Героя. Но как только информация и трофеи попали начальству в Кабул, то история претерпела существенные изменения. Сразу же оказалось, что партия «Stinger» отслеживалась еще с США. Разведка неусыпно отслеживала их путь до Афганистана. И как только они оказались в зоне досягаемости спецназа ГРУ, то и была произведена эта операция. Никакого свободного поиска группы майора Сергеева не было, это была работа по наводке вышестоящих штабов.
Не один десяток офицеров и генералов получили за «Stinger» ордена и медали СССР. Непосредственные участника захвата американского ПЗРК – майор Сергеев и сержант Аутабаев получили по ордену Красной Звезды - и всё на этом.
Истинный герой – Владимир Павлович Ковтун, так и не получил Золотую Звезду Героя Советского Союза.
Добытый образец «Stinger» и техническая документация позволила авиаторам выработать эффективные приемы противодействия новейшему американскому оружию, что спасло жизнь сотням и тысячам пилотам и пассажирам воздушных судов. Технические решения были учтены и использованы нашими специалистами при создании отечественных ПЗРК новых поколений.
Надо отдать должное руководству ГРУ и неравнодушной общественности. Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2012 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Республике Афганистан, подполковнику Сергееву Евгению Георгиевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).