24 года назад 1 января 1994 года в штате Чьяпас, что на юго-востоке Мексики, вспыхнуло вооружённое восстание группы сапатистов, унаследовавших своё название (Сапатистская армия национального освобождения или САНО) от имени знаменитого мексиканского революционера XX века Эмилиано Сапаты. Базировавшееся на леворадикальных постулатах, движение сапатистов выступало против неолиберализма, засилия иностранного (американского) капитала, увеличения разрыва между богатыми и бедными, империализма, свободного рынка, а также за права самоопределения «малых» народностей, а его лозунгом было: «Свободы! Демократии!». На протяжении долгого времени лидером и символом движения был субкомонданте Маркос (доподлинно его личность неизвестна). В 2005 вышла книга «Четвёртая мировая война», состоящая из его эссе и официальных документов САНО разных лет (с 1994 по 2005 годы). Многие мысли, озвученные в них (уже достаточно давно), актуальны, на мой взгляд, здесь и сейчас. Приводя их ниже, я хочу спросить: «Ничего не напоминает?».
О неолиберализме
«Поверх границ, не обращая внимания на национальности и цвета, власть денег унижает достоинства, оскорбляет честь и убивает надежду. Переименованное в «неолиберализм» историческое преступление концентрации привилегий, богатств и безнаказанностей демократизирует нищету и отчаяние… Новое распределение мира заключается в концентрации власти у власти и нищеты у нищеты… Новое распределение мира исключает большинства».
«Мужчины, женщины и машины стали равны в своей пользе или бесполезности для нового распределения мира. Ложь правит и умножается и в средствах массовой информации. Новую ложь продают нам под видом истории».«Вместо человечности нам предлагают показатели на биржах, вместо достоинства нам предлагают глобализацию нищеты…».
«Великие мудрецы трясутся, вопят и рвут на себе благородные шевелюры (или то, что от них осталось): «Забудьте глупости вроде надежды, забудьте кривляния вроде защиты жизни, забудьте болтовню вроде демократии, забудьте анахронизмы вроде свободы, забудьте «ностальгию по прошлому» вроде борьбы за перемены, забудьте о чепухе вроде справедливости. Неолиберализм – это успех, потому что Власть – это успех». «Возьмите, подберите эту одежду, которую мы вам предлагаем, - настаивают, - займите своё место в нашей схеме, не будьте неудобными, не отказывайтесь от того, чтобы быть классифицированным. Всё, что не может быть классифицировано – не в счёт, его не существует, его просто нет. Мы предлагаем вам крохи, это так, но всё же это лучше, чем совсем ничего»».
«Аккуратно прибранная витрина, ожидавшаяся, как предполагалось, в виде наследства после окончания «холодной войны» и наступления «нового мирового порядка», в результате неолиберального взрыва разлетелась вдребезги. Мировой капитализм без малейшей жалости приносит в жертву того, кто дал ему будущее и исторический проект: капитализм национальный. Сын (неолиберализм) пожирает отца (национальный капитализм) и, походя, рушит все пропагандистские сказки капиталистической идеологии: в новом мировом порядке нет ни демократии, ни свободы, ни равенства, ни братства».
«Целые страны превращаются в отделы неолиберального мегапредприятия».
«Если во времена Третьей мировой войны [Маркос считает холодную войну Третьей мировой, а период после её окончания Четвёртой] выполняли задачу навязывания другому своей воли, его запугивания, в Четвёртой мировой войне с финансовыми сверхбомбами [Маркос сравнивает экономические механизмы с оружием массового уничтожения] происходит уже нечто совершенно иное. Это оружие служит для нападения на территории (государства): оно уничтожает материальную базу национальной независимости (являющейся этическим, юридическим, политическим, культурным и историческим препятствием на пути экономической глобализации) и вызывает качественное обезлюдение этих территорий. Обезлюдение происходит из-за того, что необходимо избавиться ото всех тех, кто бесполезен для новой рыночной экономики (например, от коренных народов)».
Кто в плюсе?
«Несправедливость и неравенство уже стали отличительными чертами современного мира. Планета Земля, третья в Солнечной системе, населена 5 [уже 7] миллиардами человеческих существ. На ней только 500 миллионов [сегодня уже говорят о «золотом миллиарде»] живут со всеми удобствами, тем временем как 4 миллиарда 500 миллионов пребывают в бедности и пытаются выжить».
«Двойной абсурд в соотношении между богатыми и бедными: богатых мало, бедных много. Количественная разница преступна, но равновесие между этими крайностями достигается за счёт богатства – богатые компенсируют своё количественное меньшинство миллиардами долларов.
Состояние 358 самых богатых людей мира… превосходит годовой доход 45 % наиболее бедных его жителей, составляющих около 2 миллиардов 600 миллионов человек».
Рука руку моет
«Преступные организации сделали «дух международной кооперации» своим; объединившись, они участвуют в захвате и реорганизации рынков. Касается это не только преступной деятельности, участвуют они и в бизнесе легальном. Организованная преступность делает инвестиции в легальный бизнес не только с целью «отмывания» грязных денег, но и для того, чтобы создать новые капиталы для нелегальной деятельности. Предпочтение при этом отдаётся торговле роскошной недвижимостью, индустрии развлечений, средствам коммуникации, промышленности, сельскому хозяйству, сфере услуг и… банкам».
«Грязные деньги организованной преступности используются коммерческими банками для своей деятельности: для ссуд, инвестиций в финансовые рынки, покупки бонов внешней задолженности, приобретения и продажи золота и валюты. «Во многих странах преступные организации превратились в кредиторов государств и, посредством своей деятельности на рынке, влияют на макроэкономическую политику правительств. Минуя биржи, они инвестируют свои средства в спекулятивные рынки сырья и субпродуктов»».
«Кроме того для организованной преступности существует и так называемый «налоговый рай». На земле есть по крайней мере 55 таких «райских» мест (одно из них, на Каймановых островах, является пятым в мире банковским центром; число зарегистрированных там банков и фирм превышает число жителей)».
«Кроме «отмывания» грязных денег, «налоговый рай» используется для ухода от уплаты налогов. Эти места – точка контакта между правительственными кругами, предпринимателями и главарями организованной преступности. Использование в финансовой системе новейших технологий обеспечивает быстрый оборот средств и исчезновение следов от нелегальной прибыли. «Бизнес легальный и нелегальный всё более переплетаются между собой…»».
О национальных государствах
«В кабаре глобализации перед нами «шоу» государства, исполняющего стриптиз и сбрасывающего с себя последние одежды, пока на нём не останется последнего необходимого элемента – репрессивного аппарата. Уничтожена материальная база государства, аннулированы его возможности поддержания суверенитета и независимости, смазаны различия между политическими классами. Национальные государства довольно быстро превращаются в обыкновенный аппарат «безопасности» мегапредприятий, который возводит неолиберализм в ходе Четвёртой мировой войны.
Вместо того, чтобы направить общественные средства на социальные нужды, государства предпочитают улучшать состав, вооружение и подготовку своих репрессивных сил, с тем чтобы эффективно справляться с задачей, которую политика уже давно перестала выполнять, - установлением контроля над обществом».
«Разве не очевидно, что организованная преступность владеет целыми армиями, единственным сдерживающим фактором которых является огневая мощь противника? Таким образом, «монополия на насилие» уже не принадлежит национальным государствам. Современный рынок выставил её на продажу…».
«В голограмме государства-нации, главная ложь современности – это так называемая «индивидуальная свобода», находящаяся на самом деле в тюрьме, которая, будучи глобальной, не становится менее суровой. Роль личности при этом настолько смазывается, что никакой вчерашний имидж «героев» не способен дать ни малейшей возможности выделиться. «Self made man» больше не существует, и поскольку говорить о «self made corporation» невозможно, перспективы общественного роста стремительно сокращаются».
О политике и политиках
«Сегодняшний неополитик – это уже не просвещённый пастух, а невежественный волк (и даже не в овечьей шкуре), уверенный в своей безнаказанности, и уже не довольствующийся съедением лишь той части стада, которую ему отдадут, и не выполняющий ни одной из своих обязанностей. Поэтому стадо скоро или исчезнет или… восстанет».
«Вчера политик определял общую цель. Сегодня, пытаясь делать то же самое, он терпит поражение. Почему? Может быть, потому, что он добился собственной дискредитации? Или, точнее, проституировав цель, он ещё в большей степени проституировал политику как вид деятельности».
«Не способный воспринять реальность, как точку отсчёта, современный класс политиков создаёт себя из голограммы, размеры которой отвечают не масштабам его стремлений, а величине сегодняшнего календаря».
«…три основные политические партии Мексики борются между собой за лидерство в скандале с той же страстью, с которой раньше они боролись за голоса».«Будучи мировыми чемпионами в области двойной морали, правые силы пытаются навязать мексиканскому обществу систему ценностей, опирающуюся на сектантство вместо интеграции, философию телесериала вместо научного познания, нетерпимость вместо уважения к отличному, расизм вместо человеческих ценностей, подачку вместо справедливости, затхлый угол вместо свежего воздуха, лицемерие вместо честности. То есть – средневековье, но с интернетом и телевидением последних технологий».
«Наблюдая за действиями правителей, можно увидеть, что если раньше борьба между партиями шла за «центр», то сегодня все борются за право быть правым. И, очевидно, что кроме тенденции к авторитаризму, политиков объединяет ещё одна черта – культ средств массовой информации.Разница между демократией и рейтингом заключается в… в… в… есть какая-то разница?».
«…с сожалением вынужден сообщить им [журналистам], что политики не читают и не слушают новостей».
О СМИ
«Увеличив своё влияние и моральный авторитет, эта честная журналистика привлекла к себе внимание со стороны власти. Различными, более или менее хитрыми путями политики пытаются привлечь её на свою сторону. Но журналисты, в отличие от политиков, обычно не такие глупцы. Они понимают, что политики не имеют представления о том, что происходит в реальной жизни. Поэтому остаются те, кто продолжает занимать по отношению ко власти всё ту же критическую позицию, но есть и те, кто предлагает ей свои услуги. Эти последние, как правило, привыкли называть себя «голосом общества»».
««Общественное мнение» - это прикрытие, при помощи которого некоторые средства массовой информации выдают свои частные критерии и интересы одной единственной группы, за пожелания всего населения. Сводки новостей и «столы обозревателей постепенно подменили собой демократию (правительство народа, для народа и ради народа), включая даже демократию избирательную».
«… Но есть и те, кто журналистом вовсе и не является, и чьё восприятие действительности совпадает с взглядом малой привилегированной группы, которая видит проблему извне… и сверху».
«В ситуации, при которой правительство не правит, постоянно возрастающее значение журналиста в обществе ставит его в положение эквилибриста, идущего по тонкой линии, отделяющей этику от цинизма».
«Жизненно важная роль журналистики оказалась «похищенной» медийными монополиями. Рейтинг средств массовой информации – заслуга работающих в них журналистов, а не авторов рекламных роликов, поставлен на службу политического маркетинга, что особенно заметно во время избирательных периодов (а избирательным сейчас является весь календарь, даже когда в обозримом будущем нет никаких выборов). Таким образом, рекламный имидж заменяет принципы и политические программы и превращается в нечто самое главное…».
«…объятия средств массовой информации и класса политиков могут оказаться смертельными… для самих средств массовой информации… И если эта тенденция сохранится, не пройдёт много времени до той поры, когда единственными заинтересованными в этих новостях останутся только другие журналисты… Тогда они поздравят друг друга и, глядя на себя в зеркало другого, скажут себе: «Какие мы важные!»».
Источник: Субкоманданте Маркос. Четвёртая мировая война. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.