Только недавно отгремели праздничные салюты, ознаменовавшие празднование ещё одной годовщины Великой Победы. Мы вспомнили фронтовиков, сражавшихся в окопах, тружеников, работающих в тылу, героев-партизан и многих других, приблизивших победу над фашисткой Германией. Однако, несмотря на то, что прошла уже 73-я годовщина празднования Победы в Великой Отечественной войне, многие вопросы, относящиеся к тем кровавым дням, закрыты до сих пор. Одной из такой непопулярной тем является судьба старшего сына руководителя СССР в годы войны - Иосифа Виссарионовича Сталина.
Яков Иосифович Джугашвили родился в 1907 году, своё совершеннолетие Яков встретил уже когда его отец занимал ряд высоких постов в Советском государстве. По большому счёту у Якова, как ни у кого другого были возможности реализовать себя на любом поприще. Однако, стоит отметить, что со смертью матери Якова через год после рождения мальчика, отцовские чувства у Иосифа Виссарионовича остывают. В 1925 году Яков женится на 16-летней девушке, но Сталин выступает против этого решения сына, после чего Яков пытается застрелиться, но выживает. Этот случай ещё больше внёс диссонанс в отношения отца и сына. Яков заканчивает Высшее техническое училище в Москве, после чего в 1936 году предпринимает ещё одну попытку жениться. Проработав 5 лет дежурным электромонтёром, Джугашвили заканчивает артиллерийскую академию и одним из первых встречает Великую Отечественную войну.
Согласно сохранившимся документам старший лейтенант Яков Иосифович Джугашвили с 9 мая 1941 года проходил службу в 14-м гаубичном артиллерийском полку 14-й танковой дивизии на должности командира батареи. На фронте с 24 июня 1941 года. К концу 9 июля его 14 танковая дивизия была отрезана от основных сил. Батарея, подчиненная Джугашвили вместе с соседней батареей прикрывали отходившие войска, однако 16 июля дивизия всё-равно оказалось в окружении. Вечером 19 июля треть личного состава 14-го гап вышла из окружения, но Якова среди них не оказалось. Были начаты розыскные мероприятия, но напасть на след старшего сына Сталина не удалось.
Как позже было выяснено, старший лейтенант Джугашвили двумя днями ранее начала поисков уже допрашивался немецкими органами. На допросах Яков Иосифович отвечает на огромное количество вопросов, в том числе относящихся к его пленению. Джугашвили утверждает, что в суматохе боя он ждал командира дивизии для получения дальнейших указаний. В какой-то момент к нему обратилась группа советских солдат с просьбой возглавить атаку. После получения согласия Яков и и его соратники бросились в бой, но в какой-то момент Джугашвили обнаружил, что остался один, а те, кого старший лейтенант повёл в бой - разбежались. Таким образом Яков Джугашвили остался один. На следующий день он примкнул к группе бесцельно идущих солдат и офицеров Красной Армии, уже переодетых в штатскую форму. Заметив, что их сопровождает человек в форме, они несколько раз попросили его переодеться, опасаясь, что советский военнослужащий, замеченный с самолета, привлечёт к себе и всем остальным внимание немецких лётчиков. Некоторое время спустя Джугашвили всё-таки меняет свой китель и брюки на крестьянскую одежду и продолжает движение к своим. Оказавшись в окружении, сын вождя сдался в плен.
Пребывание Якова Иосифовича в плену началось с лагеря Хаммельбург, затем военнопленный был переведён в Любек, после в Заксенхаузен. Немецкое командование неоднократно предлагало старшему сыну Сталину сотрудничество, но неизменно получало отказ. Также безуспешными оказались попытки немцев сфотографировать Джугашвили, поэтому для пропаганды приходилось применять метод фотомонтажа. Яков Иосифович, несмотря на то, что определённое время находился в окружении высокопоставленных военнопленных, не ощущал каких-либо привилегий. Порции хлеба и баланды были как у остальных заключенных, от работы его никто не освобождал. После Сталинградского котла немцы неоднократно выступали с предложением обменять Якова Иосифовича на фельдмаршала Паулюса, однако советское руководство не пошло на этот шаг. Согласно воспоминаниям некоторых свидетелей, одно из таких предложений Сталин прокомментировал следующим образом: "Нет, на войне как войне! Я солдата на фельдмаршала не меняю".
Вечером 14 апреля 1943 года выстрелом роттенфюрера СС Конрада Хафрика в жизни Якова Иосифовича Джугашвили была поставлена точка. Согласно официальной версии за минуту до своей смерти старший лейтенант Джугашвили выпрыгнул из окна своего барака с выкриком: "Унтер-офицер, пристрели меня!" Пуля попала в четырех сантиметрах от правого уха и раздробила череп. Так закончилась судьба старшего сына Иосифа Сталина. После смерти труп был подвергнут кремации, после чего урна с результатами исследования загадочно исчезла.
Если этот материал Вам понравился, ставьте палец вверх 👍 и подписывайтесь на наш канал. Нам очень важно понять, какой информацией порадовать Вас в следующей статье!