В 2018 год наша страна входит с целым комплексом внешних и внутренних проблем и противоречий. И если одни угрозы можно считать в большей степени гипотетическими, то другие волне реальны. Несмотря на то, что сейчас прямое вторжение на территорию РФ иностранной державы или группы стран едва ли возможно, в случае коллапса центральной власти оно становится более вероятным. Впрочем, это лишь одна из угроз.
Исламский экстремизм. Северный Кавказ. Средняя Азия
Рейд боевиков в Грозный подтвердил то, о чём говорилось уже давно: США руками «Исламского государства» начали переправку наиболее неуправляемой части боевиков на Северный Кавказ и в Среднюю Азию. Сейчас горные перевалы труднопроходимы, но весной станет возможна массовая переброска оружия и живой силы. Среднеазиатское направление более перспективно для боевиков по нескольким причинам.
Первое — пространства. Простор для деятельности от Каспия до внутренних районов Китая. Широкие возможности для дестабилизации всего континента, в том числе и трубопроводов, которые идут в РФ и КНР.
Второе — отсутствие внешней регулирующей силы. Россия такой силой уже не может быть, Китай — ещё не может. Если при проявлении исламистов на Северном Кавказе Россия сможет выдвинуть против них армию, ссылаясь на своё внутреннее дело, то в Средней Азии на это уже потребуется разрешение местных правителей. А, учитывая, что северного соседа среднеазиатские лидеры опасаются едва ли не больше, чем исламистов, то можно прогнозировать, что такого разрешения никто из них не даст. Или даст тогда, когда помочь уже будет ничем нельзя.
Третье — огромное социальное неравенство и недовольство властями. На фоне разочарования в светских лидерах растёт авторитет лидеров неофициальных религиозных.
Помимо прочего, наша страна имеет сразу двух союзников, с которыми у нас нет не только общих границ, но и даже возможности доставить помощь по морю, ибо выхода к морям у этих стран тоже нет. Речь, разумеется, идёт о Приднестровье и Армении. В случае нападения на любое из этих государств, России предстоит делать выбор — или пробиваться к ним на помощь силой оружия через территории третьих стран или сделать вид, что её эти проблемы не касаются. Первый вариант чреват военными столкновениями со странами, через которые пойдёт «транзит». Второй — окончательной потерей лица российским руководством, утратой даже тех крох геополитического влияния, что пока имеются. Поскольку и Молдавия и Азербайджан являются клиентами Вашингтона и Брюсселя, подтолкнуть их к войне не составит труда.