Регистрация ломбарда — довольно хлопотное дело. Нужно учесть много моментов, собрать все необходимые справки и уложиться в сроки. Список документов, чтобы открыть ломбард, довольно разнообразен.
Например, если Вы планируете открыть классический ломбард с целью принимать ювелирные изделия с драгоценными камнями, то компанию нужно будет зарегистрировать в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и в Пробирной палате. Итак, давайте уточним некоторые юридические тонкости этого вида бизнеса в целом и поговорим о том, как открыть ломбард с нуля.
13 важных шагов по открытию ломбарда
1. Организационно-правовая форма. Ломбард — это исключительно юридическое лицо (ООО или другие виды АО). То есть организация должна быть коммерческой и иметь основной целью получение прибыли. Об этом четко говорится в законе «О ломбардах» от 19.07.2007. Поэтому, исходя из этой формулировки, частное лицо (ИП) либо иные некоммерческие организации (кооперативы, фонды, общины, партнерства и т.п.) не могут заниматься этим видом бизнеса.
С точки зрения упрощения регистрации целесообразно выбирать ООО, так как для открытия АО заранее потребуется выпуск и регистрация акций. Кроме того, акционерное общество имеет смысл открывать при участии сторонних инвестиций.
2. Требования к учредителям и акционерам. Закон запрещает участвовать в регистрации бизнеса тем лицам, у кого имеется непогашенная судимость в экономической либо государственной сфере. Кроме того, это правило распространяется на лиц, привлеченных к административной ответственности.
3. Основная деятельность. Согласно ст.2 этого закона, ломбард — это коммерческая организация, ее основное направление — предоставление займов и хранение вещей. То есть быть одновременно магазином по сбыту невыкупленных вещей не может. Но при ломбарде всегда можно зарегистрировать еще одну компанию, которую можно оформить как, например, комиссионный магазин.
4. Залог. В качестве залога закон допускает любое движимое имущество. Исключение — предметы, которые ограничены или запрещены в гражданском обороте. Таким образом, вы можете открыть как классический ломбард по приему и хранению изделий из драгоценных металлов, так и ломбард часов, антиквариата, техники, автомобилей и т.п. Но выдавать займы под залог недвижимости — противозаконно.
5. Лицензирование. Ломбардный бизнес не подлежит лицензированию, что значительно упрощает организационные моменты. Все другие виды бизнеса, которым необходима лицензия, перечислены в законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
6. Наименование. Закон требует обязательного присутствия в названии слова «ломбард» и организационно-правовой формы. Так, например, полное название может выглядеть следующим образом: «ООО “Ломбард «Золотой слиток”». Кроме того, в регионах РФ допускается наименование на местном языке.
7. Регистрация адреса. Для регистрации ломбардного бизнеса необходим юридический адрес. Нужно заранее подобрать помещение от 10 кв.м. Это может быть как арендованная, так и находящаяся в собственности у учредителей нежилая площадь.
8. Учреждение компании. Собственник (единолично или по результатам собрания нескольких учредителей) принимает решение об учреждении фирмы, где должны быть прописаны основополагающие моменты:
- наименование ломбарда;
- полный юридический и/или фактический адрес;
- размер уставного капитала;
- устав;
- сведения о руководителе (это может быть как собственник/один из учредителей, так и нанимаемый сотрудник).
При составлении Устава основное внимание уделите целям создания фирмы, размеру уставного капитала и порядке ликвидации фирмы. Учтите, что минимальный размер капитала составляет 10 000 рублей. Это должны быть именно свободные деньги, а не имущество.
9. Регистрация. Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту юридического адреса компании, уплатить госпошлину и предоставить ранее собранные документы (все должны быть прошиты и пронумерованы).
По истечении 3 рабочих дней (если у сотрудников налоговой службы не возникнет дополнительных вопросов) вам выдадут такие документы:
- Свидетельство о гос. регистрации юридического лица;
- Свидетельство о постановке на налоговый учет;
- Экземпляр устава с отметкой о регистрации;
- Выписку из ЕГРЮЛ.
10. Далее нужно пройти регистрацию фирмы в Фонде социального страхования и Пенсионном фонде.
11. Затем в 30-дневный срок нужно обратиться в территориальное подразделение Росфинмониторинга (Федеральная служба по финансовому мониторингу). Для этого вам потребуется следующие документы:
- Карта постановки на учет в качестве организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом;
- Учредительные документы (копии);
- Документы, подтверждающие право на помещение (копии);
- Справка о наличии руководителя и главного бухгалтера;
- Справка о наличии охраняемого помещения для хранения имущества клиентов;
- Справка о наличии внутреннего положения, регламентирующего деятельность ломбарда;
- Справка о наличии оборудования для учета информации и денежных средств, а также для оценки принимаемого имущества;
- Финансовая отчетность на момент начала деятельности.
12. Учет в Пробирной палате. Если Вы планируете открыть ломбард по приему изделий из драгоценных металлов с камнями, то нужно поставить фирму на учет в Пробирную палату. Для этого потребуются:
- Заявление;
- Справка о наличии специально оборудованного помещения;
- Справка об обучении персонала работе с драгоценными изделиями.
13. Страхование. Все имущество, которое принимает ломбард, подлежит обязательному страхованию. Вы можете выбрать любую страховую компанию. Заметим, что страховку стоит оформлять на общую сумму, а не на конкретные предметы.
Вот и все, с регистрацией новой фирмы покончено. Теперь вы знаете, какие документы будут нужны, чтобы открыть ломбард. Если какой-либо пункт вызовет вопросы или сомнения — смело обращайтесь. Наши опытные юристы урегулируют все регистрационные моменты и помогут быстро открыть ваш собственный ломбардный бизнес.