Интернет всласть резвиться по поводу закона о валежнике. Гогот и хохот горожан по поводу "Вот спасибо, дорогие депутаты, можно сучки в лесу собирать" деревня встречает, пожимая плечами. У нас же риск попасть под статью УКа, вывозя валежник весьма высок.
В прошлом году попали мы в неприятную ситуацию. Собственно из-за лени попали. Дрова поздно заготовили на зиму. И в зиму вошли с сырыми дровами.
Пробовали топить печь сырцом? Не пробуйте, не получиться без навыков. И без сухих дров тоже.Для начала все равно необходимо разжечь её родимую сухими полешками. А уж потом подкинуть сырые и подкинуть в нужный момент, когда температура максимальна. а после бережно следить, чтоб не упустить момент, когда эти надо бросить вторую порцию. Упустишь время - растапливай по новой, иначе сырые дрова будут шаять и не сгорят.
Но это лирика, к сути. Вот с сухими дровами даже на растопку и не заладилось. Спецов, торгующих сухими дровами вы не найдете. Ибо уж больно это мешкотно - готовить, сушить и только после продавать
И отправились мои мужики в лес, браконьерить. Задача стояла простая - найти высохшее дерево распилить и привезти. Тут стоит объяснить, чем валежник отличается от хвороста, который и раньше разрешалось собирать без ограничений. Валежник - это упавшее дерево, ствол, вполне себе годный на дрова. Хворост - это ветки, подходящие разве что для костра.
Обратимся к классике
Вот то, по чему лазают медвежата на картине И.И. Шишкина - валежник. А то, что валяется рядом - ветки и небольшие сучки - хворост.
Нам был нужен именно валежник.
Найти сухарину и валежник в нашей тайге - дело нехитрое. Она завалена валежником еще с советских времен. Не поверите, но еще от леспромхозов далекой теперь эпохи развитого социализма в тайге не то, что сваленный ветром, упавший от старости и гниющий лес можно найти, можно и штабеля спиленного отыскать. Заготовили - вывезти не смогли. стоит уже двадцать лет штабель - плодит короедов и ждет, когда молния долбанет или кто-то неосторожный окурок бросит.
А попробуй возьми?
Мои мужики попались под горячую руку родной полиции через час после того, как нашли пару сушин. Видно, едва зажужжала "Штилька", вгрызаясь в дерево, тут же и кто-то набрал номер полиции. И она на диво быстро примчалась в лице сурового участкового.
А потом начались хождения "по милициям"... Стражи порядка выясняли масштаб экологической диверсии.
И никакие "Послушайте, да они же сухие были! Я только распилил. Они все равно бы сгнили" - не помогали.
Несколько раз даже выехали на место "преступления". Мы никак не могли понять причину такой скурпулезности. Речь-то шла о трех сухих лесинах. Не о вырубке леса. Так нам казалось.
Только после нам объяснили, что это мы думали, что речь о трех лесинах...а речь то шла о выборе привлекать мужа к уголовной ответственности или административной... За незаконную рубку леса можно и отправиться этот лес валить на Магадан на срок до 4 лет...Да и размер штрафа по уголовной статье - один, по административной - другой.. А грань, оказывается, очень тонкая... Одна из этих чертовых сушин оказалась при жизни - кедром. И ходил бы наш папаня с судимостью, если бы удалось доказать, что этот бывший кедр не валялся на земле и гнил, а вполне себе бодро стоял. История не смертельная, но несправедливая.
Но к счастью две сушины оказались неблагородного происхождения. И тщательное обследование кедровой валежины показало, что муж ее не свалил, а именно распилил. Почти цитирую "На комлевой части ствола имеется неровный слом. Следы спила отсутствуют"
И мы отделались легким испугом. Точнее штрафом, чтоб неповадно было.
Но представьте себе всю эту нервотрепку для сельского мужика, у которого на генном уровне перед погонами - страх и пиетет... Он не слабак, нет. Но таким серым и растерянным я мужа никогда не видела. Он словно заранее взял на себя вину за все незаконные рубки в сибирской тайге. Мучили его два обстоятельства: что будет с нами, если вдруг его посадят. И если штраф будет огромным, как мы его выплатим? Наверное, в силу женской беззаботности я до конца не верила, что за эту мелочь могут посадить? Не укладывался в голове сумбур обстоятельств.
Нам в какой-то мере повезло - служители закона попались понимающие. Беседовали исключительно вежливо, без нажима и размахиваний кулаками. Но, узнав, что нас всего лишь оштрафуют, мы готовы были нашим дознавателям-участковым-полицейским благодарность объявлять через газету "Спасибо, что не посадили, ребята, за три сухие коряги"
Вот вам история с валежником, и , казалось бы, смешным законом.
И пусть в Сибири топиться круглогодично валежником предприятие сомнительное. Но, думаю, найдется немало таких, кто на покупке дров готов будет сэкономить. (К слову , 5 кубометров дров стоит у нас от 5,5 до 7 тысяч рублей. На зиму для дома в 60 квадратов требуется 15 кубов.)
Не стану вдаваться в юридические тонкости - не юрист. Скажу только, что закон этот обрадовал уже потому, что бардака в тайге теперь станет меньше. Помните, когда стали скупать металл, как быстро освободилась наша земля от проволоки, ржавеющих запчастей, остовов машин? Очень хочется верить, что и сейчас лесные буреломы, по крайней мере вокруг поселков и деревень заметно поредеют. И закон забавляет горожан, далеких от обстоятельств сельской жизни, и тех, кто не понимает, что тайга захламленная валежником - это бомба замедленного действия - не дай бог хотя бы слабый огонек - и попрет таежный пожар, глотая гектары леса. Да и кроме того, гниющий лес - это еще и рассадник для вредителей. Одним словом, валежник романтически выглядит только на пейзажах...
Но согласитесь, и чистый лес на тех пейзаж выглядит не хуже))) Опять Шишкин "Сосны освещенные солнцем". Аве, классики!