Найти тему

Языковые средства выражения контекста в произведении А.С Пушкина "Сказка о золотом петушке".

"Сказка о золотом петушке" А.С. Пушкина сравнительно мало привлекала внимание исследователей. Как правило, при ее прочтении за гранью внимания читателя остается подлинный исторический и социально-философский смысл сказки.

Это происходит прежде всего потому, что читателя не обучают вдумчивому и в какой-то мере лингвистическому прочтению не толь­ко этой сказки, но и сказок А.С. Пушкина вообще.

"Произведения А.С. Пушкина - это величайшее подспорье для изучения русского языка. Бесспорно утверждение, что мы пишем и говорим на языке Пушкина. Весь потенциал, все возможности вели­кого русского языка уже раскрыт и тронут его гением. Он указал путь к простоте, отметил любимые восточные обороты речи, манеру горцев, казачью повадку, дух патриархальности и веселья, харак­тер труда и ремесел, и все это можно найти у Пушкина. "

Для выявления истинного смысла произведения необходим лингвис­тический анализ, а также сравнительный анализ с точки зрения со­поставления с народной сказкой и выявления сходных и различных черт.

Языковые средства создания образов героев сказки и их функционирование в тексте.

"Сказка о золотом петушке" А.С. Пушкина является авторской волшебной сказкой. Дальнейший ее анализ будет проводиться при использовании работы В.Я. Проппа "Морфология сказки", которая поможет провести сравнительный анализ "Сказки о золотом петушке".

Начало авторской и народной сказки совпадают. Очевидно, что речевые обороты заимствованы поэтом из народного фольклора. Завязка, или по В.Я. Проппу, пространственно-временное определение, звучат одинаково;

"Негде в тридевятом царстве, В тридесятом госу­дарстве, Жил-был славный царь Дадон". /Сказка А. С Пушкина/

" В некотором царстве, в тридесятом государстве, жил-был царь..." /Сказка "Царевна-лягушка"/.

Далее дается описание будущего героя. Примечательно, что герой повествования не молодой, полный сил человек, а ленивый, дряхлый и неспособный к энергичным действиям старик. Это резко отличает "Сказку о золотом петушке" от народ­ных сказок,если в народном зачине и упоминается старый царь, как например, в сказке "царевна-лягушка", то только как отец, будущего героя, как человек, становящийся в последствии источником заданий для молодого царевича. Как правило, в народных сказках имя царю не дается, однако в "Сказке о золотом петушке" Пушкин отходит от этой традиции и царь не остается безымянным.

В анализе сказки выделяется несколько частей.
1. Подготовительная часть. Читатель вводится в исходную ситуацию, которая дает представление о причине будущих событии. Часто та­кая ситуация, предшествующая основному сюжету, является описани­ем какой-либо напасти, преследующей героя. В исследуемой сказке такой напастью / или по Проппу - бедой / является постоянная военная агрессия соседей Дадона.

Подобная ситуация встречается в сказке "Иван-царевич и Белый Полянин", но там соседи нападают на молодого царевича по причине его неопытности и кажущейся легкости добычи. У Пушкина же такой причиной становится старость царя и его немощность.

Если Иван-царевич самостоятельно справляется со своей пробле­мой, то старый царь Дадон обращается за помощью к звездочету. Идет нарушение сказочного фольклорного канона, помощь царю, имеющему сыновей, должны были оказать именно они, а не посторонний человек.

Необходимо отметить еще одно нарушение традиции: в народной сказке всегда вред, наносимый герою определен очень конкретно - видимо, это отголоски крестьянских невзгод, связан­ных либо с гибелью урожая, либо с падежом скота, либо с какими эпидемиями, стихийными бедствиями и т.д. В пушкинской сказке не указывается, чем именно навредили парю соседи.

2 этап. Беда сообщается и звездочет с помощью волшебного сред­ства - золотого петушка - ликвидирует ее. С точки зрения определения функций героя или действующих лиц -звездочет выступает как даритель. Но, сравнивая с народными образами, следует отметить, что даритель в народной сказке обязательно связывает героя усло­виями за свой подарок; в пушкинской же сказке звездочет не ста­вит каких-либо условий. Царь сам, в порыве восхищения, либо от недалекости, либо от старческого слабоумия, взял на себя обяза­тельство отплатить за помощь.

Однако, как бы компенсируя без условную свою помощь, звездочет не отдает волшебную птицу, в полное владение царя, мудрец, оставляет ее за собой; тогда как в народ­ных сказках даритель передает герою власть над волшебным предме­том безраздельно.

Насущная проблема ликвидируется, но это не является концом повествования. Решение первой проблемы является началом для сле­дующего этапа.

3 этап. Петушок извещает о необычном нападении. Здесь повест­вование как бы замедляет темп перед кульминацией сказки. Этому способствует то, что царь трижды посылает свое войско на зага­дочного противника. Сначала двух своих сыновей, а затем и сам отправляется в поход. Здесь проявляется сакральное число три.

В этом эпизоде царь ведет себя как герои народной сказки. Когда царевичам не удается справится с проблемой, Дадон берет руководство войском на себя. Замечательно, что описание похода выполнено в традициях русского фольклора.. Далее"... скорее всего наблюдается затруднение в определении отдельных случаев, т.к. разные функции могут выполняться совер­шенно одинаково. Это явление может быть названо ассимиляцией способов выполнения функций".

4 этап. Вид мертвых сыновей - это начало нового эпизода. Их гибель - повод для встречи с Шамаханской царицей. Эта встреча, по класси­фикации Проппа, является встречей с невестой. Но данный эпизод не только какого плана, так как царица является скорее вредителем, кроме того, невеста в народной сказке - подруга молодого героя, а если она по ходу сюжета становится невестой старика, то нена­долго, а старик получает наказание за свое сластолюбие./"Конек. -горбунок"/.

Шамаханская царица не покоряется жениху /в народных сказках женщина после встречи с героем перестает влиять на события/, она сама подчиняет своей воле царя, он становится ее рабом. Царь везет Шамаханскую царицу в город, как это и положено по канонам народной сказки, но повествование не завершается веселой свадьбой.

На пути Дадона появляется мудрец, и предлагает выпол­нить обещание. Согласно народным традициям, герой обязан рассчи­таться с дарителем, каких бы это не требовало жертв. Часто дари­тель требует в счет долга ребенка героя или что-либо дорогое его сердцу. Герой отказать не может./В сказке "Морской парь и Васи­лиса Прекрасная", морской царь за помощь требует "то, чего дома не знаешь". Этим объектом притязаний оказывается ребенок, кото­рого персонаж вынужден отдать. /

В пушкинской "Сказке о золотом петушке" подобного расчета не происходит. Царь категорически отказывается отдать Шамаханскую царицу. Ожесточенный спор, в результате которого происходит убийство звездочета-скопца разъяренным царем Дадоном, является авторским решением и не укладывается в классификацию народной сказки. Однако это несоответствие происходит только тогда, когда за главного героя принимается царь Дадон. Если же главным героем является кто-либо другой, то вопрос о соответствии классификации Проппа открыт.

Итак, попытаемся исследовать вопрос о главном герое сказки. По общепринятым правилам, главный герои должен в конце сказки торжествовать, а лжегерой и враги героя должны получить заслуженное наказание.

В конце сказки петушок наказывает и царя Дадона и, хоть и неявно, торжествует. Зло в лице царя наказано. Значит, золотой петушок и есть главный герой сказки. Интересно мнение Р. Якобсона на этот счет. Он считал, что среди ведающихся поэтических созданий А.С. Пушкина выделяются несколько произведений, название которых указывает не на живое лицо, а на статую, скульптурное изображение, и в каждом случае эпитет обозначает материал, из которого сделана статуя: "Камен­ный гость", "Медный всадник", "Сказка о золотом петушке".

В противоположность А.Ахматовой можно сказать, что славный царь Дадон, хотя и появляется в начале сказки, вовсе не центральный персонаж; носителем действия сказки является золотая птица. Для подтверждения этой теории, проанализируем сюжетное ядро,
определяющее развитие действия, а также роль статуи в произведении.

1. Усталый, смирившийся человек мечтает о покое и этот мотив пе­реплетается со стремлением к женщине.

Царь Дадон Смолоду был грозен он, Но под старость захотел Отдохнуть... И покой себе устроить.

И как раз в этой ситуации он ...

"очарован, восхищен" Шамахан­ской царицей.

Возможно, в этой ситуации царь связывает с девицей надежды на продолжение своего, фактически угасшего со смертью сыновей, рода.

2. Статуя, вернее существо, неразрывно связанное с этой статуей, обладает сверхъестественной властью над желанной женщиной. Связь с неким существом превращает статую в идол. Иными словами, статуя, понимаемая как чисто внешнее изображение, становится воплощением некоего духа или демона.

Связь статуи с таким существом может быть разного рода. Подражательная магия, если воспользоваться терминологией Фрэзера, заменяется заразительной магией, или, по-другому, вместо отношения изображения к изображаемому объекту на передний план выдвигается от­ношение маленькой золотой птицы к ее владельцу, старому скопцу, хотя намек на такое сходство есть в самой сказке: звездочет со­поставляется с лебедем. Но независимо от всех вариаций сохраняет силу магия зла. Власть демона над женщиной фатальна; во всех случаях берет верх мертвенное бессилие: "И зачем тебе девица?" -резонно спрашивает Дадон звездочета, но тот продолжает упорст­вовать в своем стремлении заполучить Шамаханскую царицу.

3. После безуспешного бунта человек гибнет в результате вмешатель­ства статуи, которая чудесным образом приходит в движение. Женщина исчезает. Золотой петушок служит царю Дадону как "верный сторож". Его таинственный владелец, звездочет-скопец, не хочет отказаться от своих притязаний на девицу. В наказание раздраженный царь уби­вает его. Золотая птица слетает со спицы и садится на голову царя. Дадон погибает.

А царица вдруг пропала, Будто вовсе не бывало.

Заметим, что исчезновение в конце сказки всех действующих лиц в народных сказках не встречается.

Рассмотрим образы действующих лиц с точки зрения их атрибутов и их ассимиляционного влияния на повествование и развитие собы­тии Под атрибутами мы понимаем совокупность всех внешних ка­честв персонажа: их возраст, пол, положение, особенности облика. Эти атрибуты придают сказке яркость, красоту, обаяние."

Царь Дадон - старый и обессиливший царь, у которого есть два сына, но который, тем не менее, не желает обращаться к ним за помощью. Недалекий и властолюбивый. Атрибутированное, "говорящее" имя.

Шамаханская царица - тихая и прекрасная, смертельно опасная женщина. Перекликается с образами женщин в русском фольклоре, но несет в себе отрицательную энергию. Таинственность возведена в высшую степень, есть намеки на сверхъестественное происхождение: в отличии от женщин в народных сказках, у которых обязательно есть ссылка на родню, у Шамаханской царице о каких-либо родственниках не упоминается. Атрибутировано имя.

Мудрец - атрибутирован нечетко, во многом сохраняется неяс­ность его связи с Шамаханской царицей. Понимание образа ослож­няется тем, что мудрец, - скопец и, следовательно, неясно, за­чем ему женщина. Имеет чудесный атрибут - золотого петушка. В повествовании появляется всего два раза.

Сыновья царя не атрибутированы, о них только вскользь упоми­нается.

Примечательно, что в сказке присутствует двойственность фун­кций. Так, царь Дадон, кроме того, что является одним из глав­ных действующих лиц, а по мнению А. Ахматовой и героем сказки, становится и вредителем, т.к. его чрезмерное властолюбие и пас­сивность приводят к гибели сыновей, а также к смерти самого царя и падению государства. Мудрец, с одной стороны является дарителем, т.к. приносит волшебную птицу, которая, в свою очередь, решает проблемы у ца­ря. С другой стороны, неявно, мудрен, становится вредителем, т.к. из-за него погибает Дадон. Шамаханская царица является открытым вредителем, деятельность которого, однако, остается незамеченной царем. Ее вредительская деятельность выражается в том, что из-за нее гибнут царевичи и их войско. Кроме того, она является причиной гибельной страсти царя. Является она также и невестой по пропповской сказочной классификации,- царь везет ее в столиц с намерением жениться.