История авиации богата на необычные конструкции самолётов. Некоторые из них вызывали вопрос "Как это вообще может летать?". Другие же, несмотря на отличие от классических схем, радуют глаз своей грациозностью. Именно ко второй категории и относятся самолёты с двумя фюзеляжами, так называемые самолёты-близнецы. Причины выбора такой схемы были разные - от усиления конструкции до дублирования пилотов. Сегодня я хочу рассказать о наиболее интересных представителях этой группы летательных аппаратов.
Blackburn "Twin Blackburn"
Первый в истории самолёт с двумя фюзеляжами, истребитель-гидроплан дальнего радиуса действия Blackburn "Twin Blackburn" был построен в 1915 году. Его главной задачей должна была стать борьба с цеппелинами во время налётов последних на территорию Британских островов. В кабине одного фюзеляжа сидел пилот, в кабине второго - стрелок-наблюдатель. Но слишком уж смелым был проект для своего времени. Постоянные проблемы с двигателями, трудности со взлётом, ненадёжная система управления - всё это помешало карьере необычного самолёта. 7 построенных "Twin Blackburn" немного полетали в составе Королевских ВВС и были списаны в 1917 году.
Savoia-Marchetti SM.55
На солнечных берегах Апеннинского полуострова в 1924 году была закончена постройка двухлодочного гидросамолёта-катамарана SM.55. Руководил проектом известный итальянский авиаконструктор Алессандро Маркетти. Самолёт получился очень успешным - одним из первых перелетел через Атлантику и установил 14 мировых рекордов скорости, высоты и грузоподъёмности. Большинство построенных SM.55 были предназначены для военных нужд - дальней разведки, эксплуатации в качестве торпедоносцев и бомбардировщиков. Но некоторые всё же успели полетать на пассажирских рейсах - в основном по средиземноморским маршрутам. Всего было построено 243 Savoia-Marchetti SM.55, которые летали до начала Второй мировой войны, после чего были выведены в резерв.
Туполев АНТ-22
В 1931 году у командования морской авиации СССР возникла идея проекта бомбардировщиков класса "морской крейсер". Такие самолёты должны были обладать большим радиусом полёта, выполнять разведку и наносить бомбовые удары в отдалённых морских районах. Реализация проекта вылилась в постройку гидроплана АНТ-22, разработанного в КБ Андрея Туполева. Конструктивно он был похож на Savoia-Marchetti SM.55, которые были куплены для нужд Аэрофлота. Впервые в воздух бомбардировщик поднялся в 1934 году. Результаты испытательных полётов не радовали конструкторов - мощности двигателей не хватало для того, чтобы достичь требуемых скорости и высоты. Дальнейшее развитие программы признали нецелесообразным и в 1937 году эксплуатацию единственного экземпляра АНТ-22 прекратили.
Беляев ДБ-ЛК
Два фюзеляжа, образованные мотогондолами, стали основой для проекта дальнего бомбардировщика профессора Виктора Беляева - ДБ-ЛК. Этот самолёт представлял собой промежуточный вариант между классическим монопланом и полноценным "летающим крылом" и совершил первый полёт в 1940 году. При его разработке стремились превзойти характеристики уже стоявшего на вооружении бомбардировщика ДБ-3 (Ил-4). Первые же испытания показали неудовлетворительные скоростные и лётные характеристики новой машины. Несмотря на безусловно интересную аэродинамическую схему, дальнейшая доводка самолёта была признана нецелесообразной. ДБ-ЛК так и остался построенным в единственном экземпляре.
Heinkel He 111Z Zwilling
Для переброски войск и техники вооружённые силы нацистской Германии активно применяли тяжёлый планер Messerschmitt Me.323 Gigant. Генерал-полковник Эрнст Удет, отвечавший за разработку всей техники Люфтваффе, предложил спроектировать буксировщик планеров на базе серийного бомбардировщика Heinkel He 111. Два бомбардировщика соединили в один самолёт и появился Heinkel He 111Z Zwilling (в переводе с немецкого - близнец). Вышла крайне надёжная машина, способная с лёгкостью тянуть за собой тяжёлые грузовые планеры. 8 построенных Zwilling эксплуатировались с 1942 по 1944 год. В последний год своей карьеры самолёты большей частью летали как обычные транспортники.
North American F-82 Twin Mustang
Во время налётов бомбардировочных соединений ВВС США на Японию их обычно сопровождали истребители North American P-51 Mustang. Полёт был долгим и лётчики Мустангов подвергались повышенным нагрузкам и сильно уставали. Нужен был двухместный истребитель. "Нет ничего проще", - подумали американские конструкторы. Взяли два фюзеляжа и от серийного P-51 Mustang, удлинили, соединили между собой и получили F-82 Twin Mustang. Первый прототип поднялся в воздух в 1945 году. На Вторую мировую войну самолёт опоздал, поэтому боевое крещение получил уже в годы войны в Корее. 272 построенных Twin Mustang стояли на вооружении ВВС США с 1946 по 1953 годы.
Fouga CM.88 Gemeaux
Первый двухфюзеляжник с турбореактивными двигателями. Создан инженерами французской фирмы Fouga на базе двух серийных учебно-тренировочных самолётов CM.8R Midjet. Это была чисто экспериментальная машина, предназначенная для испытания различных модификаций турбореактивных двигателей Turbomeca. Первый Gemeaux (в переводе с французского - близнецы) поднялся в воздух в 1951 году. Испытательные полёты на единственном построенном экземпляре продолжались до 1952 года. После этого проект был свёрнут.
Pipistrel Taurus Electro G4
Авиаконструкторы словенской компании Pipistrel в 2011 году приняли участие в конкурсе NASA Green Flight Challenge на разработку экологически чистого самолёта. Конкурсный экземпляр был создан на базе двух серийных планеров с электромотором Taurus Electro. Прежде всего этим и обусловлен очень элегантный внешний вид новой машины. Taurus Electro G4 стал первым в мире электрическим двухфюзеляжным четырёхместным самолётом. В итоге именно он выиграл конкурс и получил приз в размере 1,35 миллиона долларов США. Единственный экземпляр летает до сих пор.
Scaled Composites Model 348 White Knight Two
В 2008 году конструкторы компании Scaled Composites в рамках проекта по запуску суборбитального летательного аппарата SpaceShipTwo разработали специальный самолёт-носитель. В результате получился двухфюзеляжный Model 348 White Knight Two. Самолёт оснащён 4 двигателями и может подняться на высоту 21 километр. Место между фюзеляжами как раз и рассчитано для крепления ракетоплана SpaceShipTwo. На данный момент единственный White Knight Two принадлежит авиакомпании Virgin, которая выполняет на нём рекламные полёты для привлечения внимания к проекту суборбитальных полётов.
Stratolaunch Model 351
31 мая 2017 года общественности был представлен самолёт проекта Stratolaunch. Этот двухфюзеляжник с 6 двигателями от списанных Boeing 747-400 должен стать летательным аппаратом с самым большим размахом крыльев и побить давний рекорд Hughes H-4 Hercules. Model 351 предназначена для вывода на низкую околоземную орбиту грузовой ракеты с массой полезного груза до 6,12 тонн. Общий вес ракеты на подвеске должен составить 230 тонн. Первые лётные испытания нового самолёта запланированы на 2018 год, а начать коммерческую эксплуатацию планируется в 2020 году. Интересный факт - одним из сооснователей компании Stratolaunch Systems является большой любитель авиации и, по совместительству, соучредитель корпорации Microsoft Пол Аллен.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Читайте также: "Крыльев много не бывает". Удивительные самолёты начала XX века
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com