За рубежом давно существует термин "singer/songwriter". На русский язык его можно перевести, как "исполнитель авторской песни" или "поэт-песенник". Правда, все эти русские определения отдают какой-то советской бардовостью и художественной самодеятельностью с заунывными песнями под гитару. Singer/songwriter на западе - понятие более широкое. Оно объединяет в себе артистов, которые сами сочиняют песни и сами же их исполняют, независимо от используемых инструментов и сопутствующих аккомпаниаторов. Типичными примерами являются Боб Дилан или Том Уэйтс.
В первой половине 70-х годов главным олицетворением движения s/s в рок-музыке была Джони Митчелл. Будучи неимоверно одаренным сочинителем, она как никто могла спеть о тернистых путях жизни и любви, используя при этом нестандартные гитарные строи и экзотические инструменты. Она начинала с фолка, но в середине 70-х ее талант раскрылся настолько, что она смогла перенести свою искренность и чувственность на берега поп-музыки и даже поработала с такими мастерами джаза, как Чарльз Мингус, Пэт Метени и Жако Пасториус.
В конце 60-х годов талант Митчелл находился в самом расцвете. Она с большим успехом выпустила три альбома, а ее хит "Woodstock" стал настоящим гимном контркультуры. Но в январе 1970 года она неожиданно решила прекратить на год все концертные выступления и посвятить свободное время путешествиям и набору жизненного опыта.
В то время особой популярностью среди западной молодежи пользовалась так называемая "тропа хиппи" - маршрут, начинающийся из Лондона, далее идущий через Бельгию, Австрию, Балканы, Турцию, Пакистан и заканчивающийся в Индии или Бангкоке. Тысячи туристов путешествовали по этой тропе. Некоторые фирмы специально для них разворачивали даже сети бюджетных отелей. Кроме этого, по пути было много стоянок-коммун, где каждый мог прожить несколько недель и снова тронуться в путь. Примерно по такому маршруту и проходило путешествие Джони.
Большая часть материала для пластинки "Blue" была записана во время путешествия. Митчелл посетила Великобританию, Францию, Испанию, Грецию. Одна из песен альбома («Carey») была посвящена шеф-повару кафе в Матале, с которым певица познакомилась, когда тот через окно вылетел на улицу возле неё от взрыва газовой плиты. Там же певица научилась играть на дульцимере, который затем стал одним из ее любимейших инструментов как в студии, так и на сцене.
Вся пластинка пронизана теми чувствами, которые полыхали внутри Джони в этот период. Отношения с ее бывшим бой-френдом, знаменитым Грэмом Нэшем (Crosby, Still & Nash) находились на пороге разрыва уже тогда, когда Митчелл отправилась в Европу. В середине 1970 года она познакомилась с другим не менее популярным в то время исполнителем Джэймсом Тэйлором, который, как ей казалось, станет для нее настоящим спутником. Горечь расставания, личные глубокие переживания Митчелл перенесла в тексты и музыку. По выражению одного из критиков, пластинка стала "вершиной исповедального песенного творчества, иллюстрируя радость и беды романтических отношений".
Сама Джони в 1979 году отзывалась об альбоме и своем состоянии так:
На альбоме „Blue“ едва ли есть нечестные ноты в вокале. В тот период моей жизни у меня не было никакой личной защиты. Я чувствовала себя целлофановой обёрткой на пачке сигарет. Я чувствовала, что у меня не было абсолютно никаких секретов от мира, и я не могла делать вид, что могу быть сильной в моей жизни. Или быть счастливой. Но это пошло на пользу музыке, потому что в ней тоже не было защитных преград.
Альбом насыщен не только любовной лирикой, но и ностальгией по покинутым ею местам. В песне "California", написанной во Франции, Митчелл рассказывает, что если бы сейчас вдруг оказалась на родном побережье США, то расцеловала бы даже полицейского, несмотря на то, что в то время была ярой последовательницей контркультуры.
"California" была выпущена на сингле, на обратной стороне которого находилась еще одна впоследствии известная песня Митчелл "A Case of You", в которой она изливает душу по поводу разрыва отношений с Грэмом Нэшем.
Сейчас пластинка оценивается, как один из величайших альбомов в истории музыки. Она неоднократно фигурировала в различных списках лучших альбомов, а газета New York Times в январе 2000 года выбрала этот альбом, как "одну из поворотных точек в истории популярной музыке XX века".
Понравилась статья? Поставьте лайк! It's so easy.