Найти тему
Русский мир ryssmir.ru

Интервью с депутатом Алексеем Жигулиным о целесообразности создания Следственного комитета в ДНР

-2

Депутат Народного Совета ДНР, председатель Комитета по уголовному и административному законодательству Алексей Жигулин высказал свою позицию о необходимости реформирования системы следственных органов и целесообразности создания Следственного комитета ДНР.

– Можно ли в настоящее время подвести краткие итоги проделанной работы по созданию нового для правовой системы Донецкой Народной Республики органа – Следственного комитета?

– Идея создания единого органа, на который будет возложена реализации функции по проведению предварительного следствия, впервые озвучена в ходе парламентских слушаний на тему «Концепция уголовной политики Донецкой Народной Республики». Одноименным документом предусматривалось и его создание – как одно из ключевых направлений реализации организационно-кадровой политики в сфере уголовного судопроизводства.

Следующим шагом таких институциональных преобразований стала разработка на площадке нашего Комитета законопроекта «О следственном комитете Донецкой Народной Республики» и его недавняя регистрация. 

– Каковы, по Вашему мнению, основные причины, определяющие необходимость таких организационно-кадровых преобразований?

– Во-первых, основной задачей законодателя является оптимизация структуры и функций правоохранительных органов, создание таких организационно-правовых основ их деятельности, которые будут способствовать выработке эффективного механизма обеспечения криминологической безопасности общества и государства.

Во-вторых, ключевое значение имеет организация досудебного расследования преступлений на новом, качественно высоком уровне. При этом необходимо учитывать тот факт, что законодательное регулирование деятельности органов предварительного следствия, как и всей уголовно-процессуальной сферы, в современных реалиях характеризуется отсутствием системности и противоречивостью, порождающей правоприменительный кризис.

Создание Следственного комитета является взвешенным, обдуманным и серьезным решением. Четыре года существования такого нового, независимого государства, как Донецкая Народная Республика, показали, что иного пути у нас попросту нет, поскольку эволюционный путь развития собственной правовой системы Республики, начатый в 2014 году, зашел в тупик. Указанные негативные последствия могут быть исправлены путем комплексного реформирования правоохранительной системы и, в первую очередь, органов предварительного следствия.

Немаловажен и тот факт, что реализация идеи создания Следственного комитета станет важным шагом по интеграции национального законодательства Донецкой Народной Республики в правовое пространство Российской Федерации. Считаю, что это приоритетное направление развития отечественной правовой системы.

– Как в настоящее время организовано досудебное следствие в Республике?

– Дело в том, что по состоянию на сегодняшний день расследование преступлений осуществляется следственными подразделениями органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, и доходов и сборов.

Такое положение дел в условиях, с одной стороны, активного государственного строительства, а с другой – длящегося вооруженного конфликта, требует единого подхода к ведению следствия. Целью данного подхода является упразднение негативного влияния многоступенчатости взаимодействия между субъектами правоохранительной деятельности, подотчетности и подконтрольности различным министерствам и ведомствам, сказывающейся на эффективности использования кадровых и материально-технических ресурсов, а также на качестве предварительного расследования.

– Будет ли способствовать создание Следственного комитета преодолению обозначенных проблем?

– Конечно. Мы видим свою задачу в следующем: для реформирования правовой системы Республики необходимо создание единой системы следственных органов, представленной Следственным комитетом. Например, в Российской Федерации уже много лет успешно действует аналогичная модель организации предварительного следствия.

Полагаю, что именно разделение полномочий между Следственным комитетом, органами прокуратуры и другими ведомствами, в структуре которых сегодня находятся следственные подразделения, положительно скажется на качестве досудебного производства, повысит уровень обеспечения прав и законных интересов его участников.

В свою очередь, обеспечение действенных гарантий процессуальной самостоятельности следователей, необходимо для принятия ими ответственных решений при осуществлении полномочий в сфере уголовного судопроизводства.

– Какую структуру будет иметь данный орган?

– Согласно нашему законопроекту № 489-Д «О Следственном комитете Донецкой Народной Республики» в систему Следственного комитета будут входить его центральный аппарат, главные следственные управления и приравненные к ним специализированные следственные управления и отделы, следственные отделы и следственные отделения по районам, городам и приравненные к ним следственные подразделения.

Таким образом будет обеспечиваться единая централизованная система следственных органов и учреждений, действующих на основе иерархии подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим.

– Кто будет возглавлять Следственный комитет?

– Следственный комитет – это единоначальный орган, возглавляемый Председателем, на которого возложена персональная ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач. Данное лицо будет как назначаться на должность, так и освобождаться от занимаемой должности Главой Донецкой Народной Республики.

– Каковы ожидаемые результаты реформирования организационной структуры досудебного следствия путем создания Следственного комитета?

– Должен сказать, что на сегодняшний день отечественная правовая система находится в стагнации, за которой неизбежно последует деградация. Поэтому, прежде всего, как я уже неоднократно отмечал, требуется создание независимой и эффективной структуры органов, осуществляющих досудебное следствие.

Кроме того, только путем выработки единой практики правоприменения, а также обеспечения оперативности следствия, мы сможем достигнуть значительной процессуальной эффективности расследования преступлений.

И, наконец, создание Следственного комитета является инновационным и качественным решением, которое позволит провести «перезагрузку» системы.