Механизм взаимодействия устарел. Преимущества франчайзинга, столь очевидные в начале становления российского топливного рынка, начинают терять привлекательность и постепенно вытесняются новыми формами взаимовыгодного сотрудничества.
#katalgen #присадка #топливо #бензин #дизель #газ #superfuel#супертопливо #азс #развитиеазс #прибыльныйбизнес #топливныйбизнес #топливныйрынок #АИ92 #АИ95 #нефть#закупкатоплива
В России — около 30 тысяч АЗС и АЗК, большинство из них предпочитают пока развивать бизнес под крылом известных брендов. Однако крупные компании в последнее время сталкиваются с сокращением числа предпринимателей, работающих по франшизе. Казалось бы, франчайзинг предоставляет ценовую стабильность в условиях сезонных колебаний спроса и предложения на рынке, а также гарантирует розничным продавцам поставки топлива. Да и средства на рекламу известного бренда тратить не надо. ВИНК же получали широкую розничную сеть, например «Лукойл» к 2007 году уже имел договоры с более чем 300 компаниями. Активно использовали франчайзинг и другие ВИНК, ожесточая конкурентную борьбу с независимыми АЗС. Тем не менее, после 2007 года компании начали сокращать число франчайзи. Все дело — в довольно завышенных требованиях и жестких условиях топливных компаний. Чтобы ВИНК пошла она сотрудничества по франшизе, сети АЗС требуется большой опыт работы на рынке, также необходимо иметь в собственности или в долгосрочной аренде земельные участки с действующим оборудованием. Это закрывает дверь многим новичкам топливного рынка, тем более, что крупные компании предпочитают иметь дело с владельцами нескольких АЗС. Предъявляются и особые требования по расположению АЗК: место должно обеспечивать наибольший объем продаж и не располагаться вблизи заправок головной компании во избежании внутренней конкуренции. Серьезному контролю подвергается ценовая политика: продавать топливо по ценам ниже, чем у головной компании, нельзя. О закупке топлива у сторонних производителей речи и быть не может — все только через дочерние фирмы держателя бренда.
Теперь немного о мифе, что франчайзинг обходится дешевле, чем «свободное плавание». Во-первых, роялти. Ежемесячные выплаты головной компании могут составлять кругленькую сумму. Добавим к этому работы по переоборудованию АЗС в соответствии с фирменным стилем ВИНК, фирменную одежду, технические изменения и т.д. Хорошо, если при этом головные компании не рекомендуют ненавязчиво сотрудничество с определенными посредниками. Такие расходы редко укладываются в один десяток тысяч долларов, чаще всего сумма переваливает за 50 тысяч. Контроль за соблюдением требований жесткий: за малейшее нарушение франчайзи подвергается штрафу, а если держатель франшизы сочтет нарушение грубым, то может просто расторгнуть договор. Возможно, именно из-за повышенных репутационных рисков в России сокращается количество АЗС, работающих по франшизе, ВИНК оставляют только те варианты, где уж совсем невыгодно строить собственную автозаправочную станцию. Так что можно смело утверждать, что расцвет франчайзинга, который мы наблюдали в конце прошлого века, закончился. На смену приходят иные, более привлекательные формы сотрудничества, гарантирующие независимым владельцам АЗС право на самостоятельность и свободу предпринимательской деятельности.