"Ух ты, физика!". Часть 6.
Фишка 15-я. Главная. Не делай лишнего!
А зачем?
Правильный вопрос. Мне задает его в последние дни добрая половина тех, кто заходит на мой сайт и знакомится с нашим учебником.
Зачем нужно что-то делать по-другому, когда есть стандартные школьные учебники, стандартная школьная программа, стандарты образования, наконец? Что дает ученику новый подход при подготовке к экзаменам?
Объясняю.
Предложенный нами подход - это более прямой, более быстрый и более простой путь, нежели "зубрежка" учебника.
Запоминание и произвольное воспроизведение информации тем лучше, чем выше эмоциональное состояние ученика. Прежде чем что-то втолкнуть ему в голову, нужно его основательно растормошить и заинтересовать. Долго удерживать свое эмоциональное состояние на высоком уровне при чтении учебника невозможно. Это все, я надеюсь, представляют. Попробуйте сами выучить какой нибудь предмет по учебнику. Поэтому "тупую зубрежку" следует исключить сразу, как способ крайне неэффективный.
Но как поддерживать высокое эмоциональное состояние (некоторые называют это ресурсным состоянием) в процессе такой казалось бы скучной работы, как подготовка к экзамену?
Даже если подготовка к экзамену идет, скажем условно, разнообразно. Вы чередуете материал учебника с решением задач и просмотром тематического видео. А сам учащийся очень любит предмет экзамена. То и тогда
Но и в этом случае учащегося в конце подстерегает большой минус.
Дело в том, что информация в учебнике изложена линейно. Задачи, которые даются в конце глав, всегда следуют в качестве продолжения пройденного материала. В конце такого обучения в голове выстраивается абсолютно линейная "траектория".
Приступая к решению задачи, учащийся должен "оглянуться мысленно" назад и вспомнить материал соответствующей главы учебника. Затем, проходя, опять же мысленно, по этому материалу найти нужный раздел и вспомнить соответствующую формулу, и применить ее к решению соответствующей задачи.
В процессе такой "традиционной" подготовки у ученика полностью теряется целостная логичная картина предмета физики.
Получается, что ему нужно, во-первых, перерешать кучу лишних задач, превращая подготовку к экзамену в некий монотонный механический процесс.
Во-вторых, физика предстает перед ним, как набор последовательных "танцев с бубнами", которые он должен совершать, чтобы решить ту или иную задачу.
Особенно это заметно, когда ученики решают задачи про электромагнитные поля и волны. Открою "секрет" - это один из самых простых разделов в школьном курсе. По уровню сложности задач, которые даются к этому разделу. Большинство из них вообще не требуют вычислений, а нужно лишь мысленно представлять взаимосвязь между четырьмя уравнениями и картиной возникающих полей.
Если же изучать предмет способом, который описываю я, то можно сэкономить время, силы, здоровье.
И, возможно, некоторое количество денег на репетиторов.
Способ простой.
Подготовка состоит из трех простых повторяющихся шагов:
1) Усваиваем главные принципы. Осваиваем необходимый математический аппарат. Учимся находить ответы на возникающие вопросы.
2) Решаем конечный набор задач в ограниченное время с помощью освоенного в нужном объеме математического аппарата и с использованием всего необходимого справочного материала (того же учебника, интернета и т.д.).
3) Оцениваем численно результат нашего решения (например баллами). Анализируем полученное число баллов и при необходимости повторяем наш цикл из трех шагов.
В итоге получается полное осознанное погружение в школьную физику. Причем, в мир исключительно практического применения получаемых знаний.
Только та информация, которая нужна для успешной сдачи экзамена остается в голове учащегося. И эта информация прочно привязывается к конкретным задачам, аналоги которых будут даны на экзамене.
Чем более разнообразные задачи вы решаете, тем более прочные навыки решения вы получаете. И тем более прочно усваиваете теорию. Которой, кстати в школьном курсе совсем не много.
И к тому же, при каждом повторении вышеописанного цикла у ученика появляется четкий числовой критерий прогресса его подготовки - количество баллов, полученных при решении очередного набора тестовых задач.
Отличная самомотивация!
В качестве бонуса прилагаю:
1) Официальный демонстрационный вариант ЕГЭ - 2018 года. (Рекомендую начинать именно с него)
2) Первую часть нашего учебника по физике. Для знакомства с нашим подходом к освоению необходимого математического аппарата.
И для справки:
3) ЕГЭ - 2018. Спецификация и Кодификатор.
Удачной подготовки!
Дополнение про жизнь после ЕГЭ
Описанный выше способ имеет и более глубокое преимущество для всей дальнейшей жизни ученика.
Приобретаемые таким образом знания позволяют осваивать навыки решения нестандартных задач и задач "на стыке". Поскольку наш алгоритм подготовки предполагает постоянный открытый поиск нужной для решения задачи информации, не ограничивающейся материалом одной главы учебника, у учащегося тренируются навыки поиска решения вообще любых задач.
В общем случае, по любому предмету и вообще в целом решения междисциплинарных задач.
Ну и, в конце концов, такой способ просто позволяет проявиться природному человеческому любопытству.
К тому же он более интересен, легок и эффективен для ученика.