Тюльпаном чёрным выйду в свет,
Что лишь недавно был не в радость.
И хоть с горчинкой эта сладость,
В нём чёрный не оставлю след.
Цветок – сын солнца и тепла,
И не беда, что колер тёмен.
Он чернотой своею скромен,
Ну, а душа его светла.
В честь рождения необычного черного тюльпана 15 мая 1637 года в Нидерландах был объявлен грандиозный праздник. На торжества приглашались все ведущие ботаники и садоводы мира. Праздник открылся карнавальным шествием: по центральной улице Харлема шли мужчины в черных сутанах с тюльпанами в руках. За ними несли носилки, застланные белоснежным бархатом, в центре которых высилась хрустальная ваза с черно-лиловым тюльпаном....
Обычно тюльпаны ассоциируются с Голландией, однако на самом деле родина тюльпанов - Греция. Наиболее ранние сведения о тюльпанах относятся к литературным произведениям Персии VI-VII веков. Здесь цветок был известен как "дульбаш", или "тюрбан", - чалма. Из Персии тюльпан попал в Турцию, где быстро завоевал сердца. Там их разводили в сералях, так как жены султана считали, что эти цветы символизируют их расположение и любовь к повелителю. Во время ночных пиршеств по велению султана на обширные клумбы с тюльпанами выпускали черепах с прикреплёнными к панцирям зажжёнными свечами. Блуждающие огоньки среди красивых цветов были великолепны! Цветок в то время в Турции называли Лали или Лейли. И этим же именем называли самых красивых девушек. Историю Турецкого государства того времени летописи называли "ляле деври", то есть "эпоха тюльпанов". Это был период существования Османской империи турецкого султана Ахмета III - с XVII по начало XVIII века из-за повального увлечения этими цветами.
В одной древней рукописи сказано: "Этот цветок не имеет запаха, как красивый павлин - песен. Зато тюльпан прославился красочными лепестками, а важный павлин - необычным опереньем."
Но тюльпаны того времени лишь отдалённо напоминали современные сорта...
В 1554 году посланник австрийского императора Огье де Бюсбек увидел в саду турецкого султана цветы, которые привлекли его внимание изяществом и красотой. Посол закупил партию луковиц и привез их в Вену. Цветы попали в Венский сад лекарственных растений, директором которого был голландский ботаник, садовод Барль дель Эклю, более известный под именем Клузиус. Так тюльпаны, пройдя долгий путь, попали в Голландию, где им было суждено обрести громкую славу. И увлечение этим цветком достигло таких размеров, что превратилось в настоящую тюльпаноманию.
За совсем маленькую луковицу давали карету и пару лошадей, а за новые сорта можно было купить дома и даже целые имения. До сих пор в Голландском музее хранится купчая на дом, который купили за 3 луковицы тюльпана! В это же время тюльпаны появляются в Германии, Франции и других странах Европы.
В 1630 году всё изменилось: голландцы стали разводить тюльпаны в огромных количествах, а торговля луковицами оказалась весьма прибыльной. Торговля шла настолько хорошо, что голландские торговцы скупали даже луковицы тюльпанов, выращиваемых в монастырских садах соседней Бельгии. Вскоре цены на цветы стали искусственно завышаться.
В книге "Взлёт и падение флоры", вышедшей в 1643 году, рассказывается, что тюльпаноманией были поражены ремесленники и моряки, швеи и прачки, крестьяне и разносчики торфа, слуги и служанки, мелочные торговки и трубочисты, купцы и дворяне, торговцы глиняными горшками и деревянными ящиками. Курс тюльпанов быстро пошёл вверх и притягивал всё новых и новых покупателей, желавших быстро разбогатеть, не прикладывая рук. У кого не было наличных денег, тащили драгоценности, одежду, отдавали под залог дома, земли, стада, лишь бы приобрести заветные луковицы и перепродать их по более высокой цене. А цены поднимались непрерывно: за одну луковицу можно было получить огромную сумму - 2500 гульденов. По тем ценам на эту сумму можно было купить два воза пшеницы, четыре воза сена, четырёх быков, дюжину овец, четыре бочки пива, две бочки сливочного масла, 500 кг сыра, кровать, костюм и серебряный кубок!
Один из городов пустил в оборот тюльпаны общей стоимостью в 10 миллионов гульденов! В такую же стоимость на бирже оценивалась вся недвижимость Ост-Индской компании - самой мощной колониальной монополии того времени. Немецкий исследователь П.Н.Мартин в книге "Борьба за "быстрые деньги" очень верно определяет сложившуюся тогда в Голландии ситуацию: Голландия сорвалась с цепи.
Не обходилось и без курьёзов. Анекдотичное происшествие приключилось с одним матросом. Вернувшись из долгого дальнего плаванья и ничего не зная о спекуляциях луковицами тюльпанов, увидав на прилавке магазина съестных припасов луковицу тюльпана и вообразив, что она съедобная, положил ее в карман и ушел. Не подозревал он о том, что это была за луковица и о том, что она, к тому же, была одной из самых драгоценных. Заметив ее пропажу, хозяин бросился в погоню за моряком. Он застал его уже разрезавшим луковицу и готовившимся ею позавтракать. Все уговоры напуганного матроса о том, что луковица вовсе невкусная и что он готов ее отдать назад, не подействовали на торговца. Подоспевшая к месту события полиция, отдала матроса под суд, в результате чего его приговорили к шестимесячному тюремному заключению.
Но были и печальные истории, когда некоторые коллекционеры, одержимые желанием обладать единственным в мире экземпляром какого-нибудь сорта, приобретали за огромнейшую сумму второй экземпляр, а потом уничтожали его.
Хроники повествуют и о благородных поступках: отцы основатели города Алькмара устроили в пользу местного сиротского дома распродажу на аукционе 120 драгоценных луковиц тюльпанов. Спекулянты заплатили за них 90 тысяч гульденов.
И вдруг так же неожиданно, как пришла эта спекулятивная лихорадка, последовал и её крах. Предложение резко превысило спрос, и беспокойство молниеносно охватило биржи. Особенно скверно пришлось тем, кто спекулировал в кредит: цены на луковицы стали постоянно падать, а они должны были платить долги и проценты. Разразилась паника, никто не хотел больше покупать тюльпаны, несмотря на большие рекламные собрания, организованные профессиональными торговцами.
Наконец голландское правительство положило конец этой опасной спекуляции, достигшей колоссальных размеров. Голландские генеральные штаты, собравшись 37 апреля 1637 года в Харлеме, издали закон, по которому всякие сделки по луковицам тюльпанов были признаны вредными, и всякая спекуляция по ним отныне строго каралась законом.
Тюльпаны вновь стали тем, чем они были - обычными садовыми цветами. Голландия ещё долго переживала последствия "тюльпаномании".
История выведения чёрного тюльпана доподлинно неизвестна. Существует несколько версий, в той или иной степени отсылающих к 1637 году, году расцвета и падения тюльпаномании.
Вокруг истории рождения черного тюльпана бушевали просто "африканские" страсти. Негров в Голландии тогда жило не мало: слуги и мелкие торговцы, бывшие рабы, выкупившие себя из рабства, разбогатевшие на торговле тюльпанами и товарами из-за моря, купцы и буржуа, огромная "африканская" диаспора... Так, якобы, негры Харлема захотели иметь свой черный тюльпан и обратились ко всем ботаникам мира с просьбой выполнить их просьбу. Победителю было обещано вознаграждение в 10 000 гульденов золотом. Этот тюльпан должен был рассказать миру, что черный цвет не менее прекрасен в сравнении с другими признанными цветами. И к тому же он явился бы символом, олицетворяющим красоту людей черной кожи. Долго бились ботаники над харлемским заказом, и наконец один из них вырастил черный, как южная ночь, тюльпан... В честь рождения необычного черного тюльпана 15 мая 1637 года был объявлен грандиозный и великолепный по пышности праздник.
Чёрный тюльпан - исторически сложившееся название различных сортов декоративных тюльпанов с цветками чёрно-синей, тёмно-фиолетовой или тёмно-бордовой окраски.
В любом случае, в середине XVII века были известны харлемские тюльпаны глубокого фиолетового цвета, что нашло своё отражение и в литературе.
Александр Дюма описал это событие в своём знаменитом романе "Чёрный тюльпан".
Тюльпаны разводили только в королевских садах, они стали символом богатства и знатности. Их начали коллекционировать, увлечение это было дорогое, и позволить себе его могли только состоятельные люди:
Великий курфюрст Браденбургский Фридрих Вильгельм собрал громадную для своего времени коллекцию тюльпанов из 216 сортов.
Позднее в 1740 году страстно увлекавшийся этими цветами маркграф Баден-Дурлаха собрал коллекцию из 360 сортов.
У графа Паппенгейма количество сортов в коллекции доходило до 500.
В моду вошёл обычай давать новым сортам имена выдающихся лиц и названия городов.
Среди любителей тюльпанов были кардинал Решелье, Вольтер, австрийский император Франц Второй и особенно французский король Людовик XVIII.
Одно время в Версале даже устраивали тюльпанные праздники с демонстрацией новых сортов, а за выведение особенно красивых тюльпанов выдавали премии.
Одной из обширнейших и отборнейших коллекций начала XIX века была коллекция знаменитого французского композитора Э.Мегюля.
…В марте 1986 года директор национального института флористики Нидерландов Хенк ван Дам заявил на пресс-конференции, что в лаборатории института выращены первые образцы абсолютно чёрных тюльпанов. Стало известно, что тюльпан выведен 29-летним датским селекционером Гертом Хагеманом. Исследования по селекции были начаты в 1979 году, материалом для скрещивания послужили два сорта тюльпанов - "Queen of the Night" и "Wiener Weld". Хотя цветок кажется чёрным фактически на любом фоне, на самом деле он также очень тёмного фиолетового цвета. Стоимость выведения составила 400 тысяч долларов.
Так, между первыми упоминаниями черного тюльпана, выращенного в 1637 году и признанием существования его прошло без малого 350 лет.
И сегодня Голландия, совершенно заслуженно, в мире известна, как "страна тюльпанов"...
Каждый второй букет и каждое второе домашнее растение проданное в России родом из "цветочной" страны Голландии.
Тюльпаны родины моей,
Что их прекрасней и скромней?
Лицом к заре обращены,
Собрали все цвета они.
Дыханье сочных лепестков,
Пробили толстый слой веков.
Сложились лепестки в тюрбан,
Названье дали мы – тюльпан.
Ах, если б в силах приказать:
Тюльпаны никогда не рвать!
Голландская народная песня "Тюльпан"