Альберт Эйнштейн заговорил голосом Бенедикта Камбербетча в новой аудиокниге Карло Ровелли.
Мой перевод статьи из The Gurdian от 14 мая 2018 года
Книга "Порядок времени" ('The Order of Time')
автор Карло Ровелли
перевод на английский выполнили Эрика Сегре и Саймон Карнелл
озвучена Бенедиктом Камбербетчем
Длительность записи 4 часа 19 минут, издатель Penguin Audio
В замечательной новой книге Карло Ровелли "Порядок времени" есть эпизод, в котором Альберт Эйнштейн пишет письмо семье своего недавно погибшего друга Мишеля Бессо. В этом письме есть такие строки: "Итак, он покинул этот странный мир немного раньше меня. Но это не имеет значения... Разница между прошлым, настоящим и будущим - всего лишь упрямо упорствующая иллюзия". Ровелли упоминает в тексте, что Эйнштейн делал весьма художественные, а иногда и вовсе ошибочные допущения по отношению к временным изысканиям в теории релятивизма. Однако там же автор говорит о том, что великий физик в письме обращался не к ученым и философам, а к семье усопшего. "Это письмо служит утешением для убитой горем сестры," - пишет он. "Трогательные строки указывают на духовную связь между Мишелем и Альбертом". Это внимание к душевному состоянию людей присутствует во всей книге Ровелли. Этот труд описывает все самые интересные рассуждения ученых на тему извечной тайны времени, включающие в себя как релятивистскую теорию и квантовую физику, так и непреклонный второй закон термодинамики. В то же время автор постоянно возвращает читателя к хрупким человеческим сущностям - тем, кто изо всех сил старается понять не только внешний мир от атома до целых галактик, но и внутренний мир своего сердца и разума.
Книгу озвучивает британский актер Бенедикт Камбербетч, который, с одной стороны, зарекомендовал себя с как блестящий театральный актер, а с другой - стал звездой кино в "Игре в имитацию" и телевизионном сериале "Шерлок". Камбербетч, обладатель глубокого объемного голоса, читает текст четко и при этом неспешно. В результате у читателя возникает ощущение, что он слушает интеллектуального, и в то же время мягкого учителя.
Представление о времени
Древние вавилоняне считали, что время подобно колесу и циклично повторяется. Конфуцию был ближе образ времени как течения реки. Для каббалистов время - иллюзия. Исаак Ньютон воспринимал время как прочные подмостки, возведенные Богом.
Ровелли, будучи теоретическим физиком в Университете Экс-Марсель во Франции и автором международного бестселлера "Семь кратких уроков по физике", объясняет видение времени своих коллег-физиков, сопровождая текст цитатами из Горация и Шекспира, перемежая их своими личными размышлениями. Название книги возникло под впечатлением от отрывка из труда древнегреческого философа Анаксимандера (ок. 600 до н.э.). "Вещи меняются и превращаются в другие вещи в соответствии с необходимостью, а также вершат правосудие друг над другом в соответствии с порядком времени". В ответ на эту цитату Ровелли задает вопросы: Почему у времени есть порядок? Для кого он создан? и до какого времени он будет существовать?
До Эйнштейна считалось, что время - абсолютная величина. Секунда была равна секунде и точка. Время протекало в замкнутой последовательной системе повсюду во Вселенной. Идея была очевидна и не вызывала вопросов до тех пор, пока эти вопросы не были заданы. В 1905 году 26-летний Эйнштейн приступил к поискам объяснений природы электричества и магнетизма. В процессе исследований он предположил, что идентичные часы, находясь в движении относительно друг друга, не будут тикать с одинаковой частотой. Это внешне абсудрное предположение было доказано. Позже Эйнштейн построил сложную математическую теорию, названную "общая теория относительности", которая утверждала, что гравитация также воздействует на частоту тиканья часов. Когда на часы действует более мощная гравитация, частота тикания будет меньше, чем в условиях меньшей гравитации. Это предположение также подтвердилось. А затем возникло еще одно: два события, происходящих одновременно для одного человека, не будут одновременными по отношению к другому человеку, который движется относительно первого. Таким образом, вся концепция "настоящего момента" требовала пересмотра.
Глава за главой Ровелли показывает читателю, как современная физика рассеивала привычное представление о времени. А слог автора и голос чтеца прекрасно передают это.
"Время - не просто прямая, имеющая два равных направления. Оно подобно стреле с концами разной длины. И этот факт имеет большее значение, чем скорость течения времени. Это основа того, что из себя представляет время. Тайна времени находится именно в этих временных искажениях, когда мы интуитивно ощущаем свой пульс, в парадоксах памяти, в стремлении к будущим событиям. Отсюда проистекают размышления о времени. Что конкретно означает ощущение течения времени? Какое место оно занимает в построении мира?" Так Ровелли поднимает еще одну загадку времени: Почему мы так четко можем отделить будущее от прошлого?
Давайте, я поясню. Если вы видите видеозапись, на которой чайник сначала стоит на краю стола, затем падает и разбивается на тысячу осколков, то вы воспримите такую картинку абсолютно нормально. Очевидно, кто-то толкнул стол. Однако, если вы увидите запись, где тысяча осколков собралась в целый чайник, который прыгнул с пола на стол, вы подумаете, что запись идет задом-наперед. Поскольку вы ни разу не видели такой последовательности событий в реальной жизни. Не так ли?
Ключ к этому вопросу относится к разделу вероятности. Сломанный чайник может в действительности собраться в единое целое при определенных вибрациях и нагреве пола, но вероятность этого очень низка. Физика говорит о том, что переход от порядка к беспорядку более вероятен, чем наоборот, особенно если речь идет о больших скоплениях атомов, из которых состоит, например, чайник. Выражаясь научным языком, это движение происходит в соответствии с порядком времени. И тот факт, что этот порядок проявляется во всем, что мы видим как на земле, так и за ее пределами, означает, что Вселенная возникла в состоянии относительно высокой упорядоченности, поэтому в будущем у нее была масса возможностей "устроить" беспорядок. Именно возможность для нарастания хаоса движет эволюцией Вселенной и всеми изменениями. Без нее звезды и планеты никогда бы не сформировались, люди и другие формы жизни не возникли, а чайники не были бы созданы, будь то сломанные или целые.
Физики до сих пор не до конца понимают, почему Вселенная возникла в таком состоянии упорядоченности. Ровелли предполагает, что этот вопрос имеет отношение к человеческому восприятию и зависит от нашего взаимодействия с окружающим миром. При всем уважении, я не согласен. Теоретически возможно, что Вселенная могла быть создана в состоянии, близком к максимальному хаосу, что предотвратило бы любую возможность для эволюции или изменения. И в таком случае, это не имело бы отношения к восприятию. Несколько ведущих физиков выдвигают предположение, что существует множество вселенных, которые образуют так называемую "мультивселенную", где каждая имеет различные характеристики и стартовые условия. Некоторые из этих вселенных могли начать свое существование в условиях, близких к максимальному хаосу, где ничто не является двигателем изменений, нет различий между прошлым и будущим, где посуда размером с атом собирается из кусочков в атомарный чайник так же часто, как и разбивается. При этом часть вселенных могли быть случайно созданы с относительно высоким уровнем порядка. Мы живем именно в такой Вселенной, иначе мы не обсуждали бы этот вопрос. Теория "квантовой гравитации", которую пока что до конца не сформулировали, описывает этот непрерывный процесс создания вселенных со случайными характеристиками и стартовыми условиями.
Некоторые элементы повествования Ровелли могут показаться читателю непонятными, как, например, части про световые конусы, петлевую квантовую гравитацию или спиновую сеть. Однако многочисленные прекрасные объяснения науки, сердечность и гуманизм текста, поэтичный и мягкий язык повествования поднимают книгу на один уровень с великими Льюисом Томасом и Рэйчел Карсон. Слушая текст Ровелли, который говорит голосом Камбербетча, мы слышим теплые интонации скромного человека, который стремится к пониманию не только физического мира, но и того, как он, и мы, воспринимаем этот мир. "Итак, время - форма, через которую мы - живые существа с сознанием, состоящими из памяти и стремлением в будущее, взаимодействуем с миром", - пишет Ровелли ближе к концу. "Это источник нашей индивидуальности".
Автор статьи - Алан Лайтман - физик, писатель и преподаватель гуманитарных наук в Массачусетском технологическом университете. Недавно выпустил книгу "В поисках звезд на острове в Мэйне".