В своей предыдущей статье про Ульяновск я обещала рассказать, чем увенчалась история с горе-водителем:
В Тольятти я поехала на автобусе, через Димитровград. Туда мы прибыли раньше времени, поэтому водитель пошёл покурить, а на ручник поставить забыл. Пассажиры (я в том числе) остались запертыми в автобусе и покатились.
У меня не было ни паники, ни осознания происходящего. Вокзал с людьми за окном внезапно «поплыл», а я спокойно за этим наблюдала. Секунды полторы.
В начале салона сидела бабушка. Она поняла неизбежность фатального исхода, вскочила с места и со знанием дела схватилась за ручник. Зафиксировать не смогла, но автобус остановился.
Остальные пассажиры сидели и не дышали. Боялись встать с мест.
Минут через пять водитель вернулся. Вальяжной походкой обошёл автобус и сел за руль. На наше негодование сказал что-то вроде: «Ну, ничего же не случилось», повернул ключ в замке зажигания и поехал к платформе.
Мне кажется, оплошность водителя заметили только мы. Либо такие ситуации в Поволжье не редкость: то-то бабуля так быстро сообразила, что нужно делать.
Краткая справка
Город основан в 1737 году и до 1964 носил название Ставрополь — тогда советская власть решила переименовать его в честь генсека итальянской партии Пальмиро Тольятти.
В результате исчезло и двойное название у нынешней столицы Ставропольского края: до этого город именовался Ставрополь-Кавказский.
По аналогии была своя приставка и у Тольятти: Ставрополь-Волжский или Ставрополь-на-Волге. Однако так называли город только в народе, официально он значился просто — Ставрополь.
При этом Ставропольский район в Самарской области остался, Тольятти является его административным центром.
Население — ок. 710 тысяч человек. Это делает Тольятти самым крупным городом среди не-столиц регионов России.
«АвтоВАЗ»
Бóльшая часть жителей современного Тольятти связана с автопромышленностью. Здесь базируется «АвтоВАЗ» — концерн, который не нуждается в представлении. По сути, это город в городе, где в лучшие времена выпускали по 800 тысяч машин в год.
Площадь завода — более 600 гектаров. Общая протяжённость конвейерных линий — 300 км. Численность сотрудников — 35 тысяч человек (до кризиса 2008 года было свыше 100 тысяч).
Попробуйте представить эти масштабы. Для верности умножьте, как минимум, на два. Потому что завод действительно огромен и не входит в кадр целиком.
Одних только КПП под 40, а по самой территории завода курсируют автобусы — чтобы работникам было проще перемещаться между этапами производства.
Многие из них живут неподалёку от работы. «АвтоВАЗ» образует самый крупный район города, который так и называется — Автозаводской. Его население насчитывает 430 тысяч человек (сотрудники концерна, их семьи). Это больше половины жителей всего Тольятти.
Ещё одно название Автозаводского района — Новый город. Здесь находится ледовый дворец, железнодорожная станция и ещё один автовокзал (центральный — в Старом городе).
Хотя это трудно назвать вокзалом. Скорее — небольшой павильон, в таких продают прессу. Ни заметной вывески, ни платформ. Я и вовсе не поняла, что приехала, пока водитель не гаркнул: «Чего сидим?»
Так что просто будьте готовы.
Парковый комплекс истории техники
Как бы сказали мои коллеги-пиарщики, «АвтоВАЗ» ведёт социально-ответственный бизнес. Одновременно с заводом был построен крупнейший в области Дворец культуры из шести этажей, спортивный комплекс и стадионы.
Из-за кризиса всё это перешло в собственность местной власти. Сохранился только патронаж над женским гандбольным клубом «Лада».
Муниципальным стал и музей техники. Он создан в 2001 году по инициативе вице-президента завода, Константина Григорьевича Сахарова — сейчас музей носит его имя.
В экспозиции — почти 500 образцов военной техники. Истребители, танки, пушки, вездеходы, даже бронепоезд. Представлены как современные модели, так и вооружение времён Великой Отечественной войны.
Есть и космическая техника: спускаемый аппарат космонавтов, луноход, транспортный робот.
Самый заметный экспонат — дизельная подводная лодка «Сом». Она огромная: вся остальная техника, включая танки и самолёты, кажется игрушечной на фоне 90-метровой субмарины.
Эту подводную лодку выпустили в 1980 году на судостроительном заводе в Нижнем Новгороде. Затем она несла службу на Северном флоте, ходила в Алжир и Сирию. Даже успела сняться в фильме «Особенности национальной рыбалки» :)
В 2002 году лодку списали и решили передать в музей «АвтоВАЗа». Транспортировка заняла больше года: на двух буксирах её доставили через Санкт-Петербург до Куйбышевского водохранилища, где она перезимовала и по весне успела уйти в самовольное плавание.
Далеко уплыть не дали. Вывели на берег и целиком доставили на место стоянки, испытав на прочность местный ландшафт.
Эта лодка — самая большая и единственная субмарина в СНГ, которая установлена на суше. Подлодки такого типа есть ещё в Москве и Гамбурге, но они находятся в воде и транспортировались по частям.
Дороги и местный говор
Может, на качестве местных дорог сказалась доставка подлодки. Может, я поехала в Тольятти не в самое удачное время — когда, как говорится, вместе со снегом сходит и асфальт.
Может, всё сразу, умноженное на большой поток машин и федеральную трассу. Так или иначе, поездка по Самарской области не доставляет никакого удовольствия — кажется, знаменитые омские дороги добрались и сюда.
При этом по пути встречаются вполне себе красивые сёла с видом на Волгу.
Так вот едешь, смотришь в окно и делаешь случайные снимки. Потом открываешь фотопоток, а там внезапно — село Мусорка.
Хочется верить, что я не в том месте делаю ударение :) И что название села образовано не от русского слова — иначе даже немного обидно за местных жителей.
К слову, об их речи. Она отличается от московской и нижегородской. Если в Ульяновске говорят на столичный манер и акают, то в Тольятти — окают. Не все, конечно :)
Особенно это чувствуется в речи пожилых людей. Та самая бабушка, с которой я ехала в автобусе, говорила своему соседу (читайте с выражением):
Я пóйду, пóсмóтрю. Мóжет, мóлóкó вóзьму. А то пóди вóйна будет.
Мне же сказали, что у меня акцент (!) — только не смогли уточнить, в чём именно он заключается.
На этом мой поволжский отрезок пути подошёл к концу. Следующая остановка — Урал.
Понравилась статья? Ставьте отметку «мне нравится» и подписывайтесь на канал.