Найти тему
Истории об истории

Самая крупная диверсия на железной дороге — как Фёдор Крылович устроил фашистам ад на земле

Белорусские партизаны за годы Великой Отечественной войны совершили немало славных подвигов. Одной из самых крупных акций по праву считается диверсия, совершенная Федором Андреевичем Крыловичем.

Федор Крылович (слева) с друзьями
Федор Крылович (слева) с друзьями

Герой-подпольщик сумел подорвать целый эшелон с горючим, стоящий в вагонном парке станции Осиповичи, что повлекло за собой цепь взрывов и грандиозный пожар. Своими решительными действиями Крылович нанес немецким оккупантам колоссальный ущерб, не только уничтожив военную технику, провиант, боеприпасы, но и на продолжительное время выведя из строя крупный железнодорожный узел.

Партизанская борьба с оккупантами

Железные дороги в годы войны были основными путями снабжения передовых частей гитлеровских войск. Разумеется, партизаны не оставляли транспортные артерии без внимания, едва ли не с первых дней оккупации устраивая подрывы железнодорожного полотна и пуская вражеские поезда под откос.

Летом и осенью 1943 года под руководством центрального штаба партизанского движения был запланирована масштабная операция, получившая название «Рельсовая война». Она подразумевала массовый и единовременный вывод из строя железнодорожных путей сообщения, находящихся под контролем врага.

«Рельсовая война»
«Рельсовая война»

Руководитель партизанского отряда «Храбрецы», действовавшего в Бобруйском и Осиповичском районах Белоруссии, Александр Маркович Рабцевич выбрал целью диверсии станцию Осиповичи. Через железнодорожный узел проходили крупные эшелоны снабжения противника, и удачный удар мог серьезно насолить врагу.

Для выполнения задачи требовался человек, хорошо знакомый с местом проведения операции, у которого была возможность проникнуть на охраняемую фашистами территорию вагонного депо. Для выполнения задачи партизаны выбрали Федора Крыловича, члена подпольной ячейки в Осиповичах.

Потомственный железнодорожник

Федор родился в семье железнодорожника, учился на электромонтера. Во время службы в армии он успел сразиться с японцами на Халхин-Голе, а чуть позже поучаствовал в Советско-финском конфликте. Перед Великой Отечественной войной Крылович работал в Осиповичах.

В то время как Белоруссию захватили немецкие войска, Федор Крылович не покинул родной город, продолжив работу электромонтером на железнодорожной станции, но сразу влился в подпольную борьбу с оккупантами.

Железнодорожный состав, уничтоженный советскими партизанами
Железнодорожный состав, уничтоженный советскими партизанами

Когда с ним связался секретарь Могилевского обкома, член партизанского отряда «Храбрецы», Павел Воложин и предложил осуществить диверсию, Федор сразу согласился. Оставалось лишь выждать удобный случай.

Подрыв эшелона

Вскоре представился и удачный момент. В Осиповичи прибыл крупный эшелон с горючим и смазочными материалами для немецкой военной техники. Платформы с цистернами немцы загнали в северный вагонный парк.

Проникнуть в охраняемую зону оказалось довольно просто. Накануне вечером, перед прибытием состава, Крылович повредил железнодорожный семафор и уже утром его, как электромонтера, официально пригласили на станцию для ремонта неисправности.

Не вызвав подозрений у охраны, Крылович прибыл в вагонный парк. Он пронес в сумке с инструментами пару магнитных мин и, улучив момент, закрепил их прямо на цистерны с горючим, стоящие рядом с испорченным семафором. Затем, по окончании операции, как ни в чем не бывало диверсант покинул территорию станции.

Прогремел взрыв. Огонь с горящего топлива быстро перекинулся на станционные постройки и стоящие по соседству составы, а вскоре добрался и до вагонов с боеприпасами. Станция превратилась в пылающий ад.

Немцы не могли справиться с огнем до самого вечера. Кроме состава с горючим, было полностью уничтожено еще три эшелона со снарядами, продовольствием, бронетранспортерами и даже танками. Сгорело пять паровозов. В огне и взрывах было убито несколько десятков гитлеровцев. Железнодорожное сообщение на некоторое время оказалось полностью парализовано.

Железнодорожный состав, уничтоженный советскими партизанами
Железнодорожный состав, уничтоженный советскими партизанами

После случившегося в городе Крыловичу было оставаться нельзя, фашисты везде разыскивали удачливого диверсанта. Подрывник ушел в Бобруйский партизанский отряд под командованием Виктора Ильича Ливенцева, где храбро сражался до самого конца войны.

Федор Андреевич Крылович за доблесть и мужество был награжден орденом Ленина и медалью Партизана Отечественной войны 1-й степени, а командиры партизанских отрядов Ливенцев и Рабцевич за осиповичскую диверсию удостоились званий Героев Советского Союза.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!