Андре́й Дми́триевич Са́харов - советский физик-теоретик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР, автор проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.
Родился 21 мая 1921 года в Москве в семье преподавателя физики Дмитрия Ивановича Сахарова. Детство и ранняя юность прошли в Москве. Начальное образование Сахаров получил дома. В школу пошел учиться с седьмого класса. Аки́ва Ягло́м (физик и математик, доктор физико-математических наук), школьный друг Андрея, говорил о совместно проведённых школьных годах следующее:
…мы пошли знакомиться с Андрюшей Сахаровым. Парень нам с братом (Речь идёт о брате близнеце - Исааке, так же докторе физико-математических наук) понравился, и мы его затащили в школьный математический кружок при МГУ. И в девятом классе (значит, по-видимому, в 36—37-м учебном году) мы вместе с ним ходили в школьный математический кружок, который вёл Шклярский. … Андрюша Сахаров, хоть и сильный математик, оказался не очень приспособленным к этому стилю. Задачу он часто решал, но не мог объяснить, как он пришел к решению. Решение было правильное, но объяснял он очень как-то заумно, и понять его было трудно. У него удивительная интуиция, он как-то понимает, что должно получиться, и часто не может как следует объяснить, почему это так получается. Но как раз в атомной физике, которой он потом занялся, это оказалось тем, что надо. Там (в то время, во всяком случае) не было никаких строгих уравнений и математическая техника не помогала, а интуиция была необычайно важна. … Между прочим, в 10 классе Сахаров уже не пошёл в математический кружок. Когда мы у него спросили почему, он ответил: «Ну… вот если бы был физический кружок при МГУ, я бы пошёл, а в математический мне не хочется». Может быть, у него не было любви к строгости. Он, действительно, был в большей степени физиком, чем математиком.
Окончив среднюю школу в 1938 году, Сахаров, поступил на физический факультет МГУ. Летом 1941 года пытался поступить в военную академию но не был принят по состоянию здоровья. Годом позже он с отличием закончил МГУ, эвакуированный в Туркменский государственный университет имени Махтумкули (Город Ашхабад, Туркменская ССР)
Интересен случай во время экзамена Сахарова. Далее со слов М. И. Кацнельсона:
Сергей Васильевич Вонсовский рассказал, со слов И. Е. Тамма, как Тамм и Леонтович принимали у студента Сахарова экзамен по теории относительности — и поставили ему тройку. Потом, чуть ли не ночью после экзамена, Тамм позвонил Леонтовичу и сказал что-то вроде: «Слушай, так ведь этот студент всё правильно говорил?! Это мы с тобой ничего не поняли — это нам надо тройки ставить! Надо с ним ещё поговорить». Так Сахаров стал учеником Тамма.
Получив специальность «оборонное металловедение», был направлен на военный завод сначала в город Ковров, Владимирской области, а затем в Ульяновск. Условия работы и быта были тяжелыми, однако здесь появилось первое изобретение Сахарова — прибор для контроля закалки бронебойных сердечников.
В 1943 году Андрей Дмитриевич женился на Клавдии Алексеевне Вихиревой (1919-1969), уроженке Ульяновска, лаборантке-химике того же завода где работал он сам. У них было трое детей — две дочери и сын. Из-за войны, а затем рождения детей Клавдия Алексеевна не завершила высшего образования.
В конце 1942 года Сахаров поступил в аспирантуру физического института имени Лебедева (ФИАН), сотрудником которой он оставался до самой смерти. В 1947 году защитил кандидатскую диссертацию о безизлучательных ядерных переходах, в которой предложил новое правило отбора по зарядной четности и способ учета взаимодействия электрона и позитрона при рождении пар. Чуть позже в том же году, по просьбе Тамма был принят на работу в Московкий энергетический институт (МЭИ). В это же время он пришел к мысли (не опубликовав своих исследований по этой проблеме), что небольшая разница энергий двух уровней атома водорода вызвана различием взаимодействия электрона с собственным полем в связанном и свободном состояниях. Подобная принципиальная идея и расчет были опубликованы физиком-теоретиком Хансом Альбрехтом Бете и удостоены в 1967 году Нобелевской премии. Предложенная же Сахаровым идея и расчет мю-мезонного катализа ядерной реакции в дейтерии увидели свет и были опубликованы лишь в виде секретного отчета.
По-видимому, этот отчет (а в какой-то степени и необходимость улучшения жилищных условий) были основанием для включения Сахарова в 1948 году в специальную группу Тамма в области разработки термоядерного оружия. Вскоре Андрей Сахаров предложил собственный проект бомбы в виде слоев дейтерия и природного урана вокруг обычного атомного заряда – так называемую «слойку Сахарова» ( РДС-6с ).
Одновременно Сахаров вместе с И. Е. Таммом в 1950—1951 годах проводил пионерские работы по управляемой термоядерной реакции. В Московском энергетическом институте читал курсы ядерной физики, теории относительности и электричества.
Интенсивная работа группы и всего предприятия завершилась успешным испытанием первой советской водородной бомбы 12 августа1953 года.
За месяц до испытания, Сахаров успешно защитил докторскую и получил степень доктора физико-математических наук. В этом же году, в возрасте 32 лет, избран действительным членом Академии наук, став вторым по молодости на момент избрания академиком в истории АН СССР (после С. Л. Соболева). Рекомендацию, сопровождавшую представление в академики, подписали академик И. В. Курчатов и члены-корреспонденты АН СССР Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович.
По мнению В. Л. Гинзбурга, в избрании Сахарова сразу академиком — минуя ступень члена-корреспондента — сыграла некоторую роль национальность:
В 53-м году меня, по предложению Игоря Евгеньевича Тамма, выбрали в членкоры. Он же предлагал избрать в членкоры и Андрея Дмитриевича, но его избрали сразу в академики. Почему? Им нужен был герой — русский. Евреев хватало: Харитон, Зельдович, ваш собеседник. Скажу, чтобы не было недоразумений: я Сахарова нисколько не ревную, не собираюсь бросать на него тень, но, говоря в историческом плане, его очень раздули по военной линии — из националистических соображений. Он — национальный герой, очень, правда, всех потом подведший.
В дальнейшем руководимая Андреем Дмитриевичем группа работала над реализацией коллективной «третьей идеи» — обжатием термоядерного топлива излучением от взрыва атомного заряда. Успешное испытание такой усовершенствованной водородной бомбы в ноябре 1955 года было омрачено гибелью девочки и солдата, а также серьезными травмами многих людей, находившихся вдали от полигона.
Это обстоятельство, а также массовое отселение жителей от полигона в 1953 году заставили Сахарова всерьез задуматься о трагических последствиях атомных взрывов, о возможном выходе этой страшной силы из-под контроля. Ощутимым толчком к таким мыслям стал эпизод на банкете, когда в ответ на свой тост — «чтобы бомбы взрывались лишь над полигонами и никогда над городами» — он услышал слова видного военачальника маршала Митрофана Ивановича Неделина, смысл которых заключался в том, что задача ученых — «укреплять» оружие, а «направить» его они (военные) и сами сумеют. Это был хлесткий удар по самолюбию Сахарова, а заодно и по его скрытому пацифизму. Успех в 1955 году принес Сахарову вторую медаль Героя Социалистического Труда и Ленинскую премию.