Найти тему
Science & Future

Наука удачи или как выиграть в лотерею?

Оглавление

Сколько же написано книг и снято фильмов, в которых удачу берут за хвост различные гении, подчиняя её науке. На самом же деле представители различных дисциплин пытались вывести фактически измеримый аспект того, что мы называем удачей, но каждый раз всё сводилось к тому, что это явление имеет больше общего с психологией, чем с теорией вероятностей. Как итог, самой распространённой на сегодня теорией является та, согласно которой фортуну создает позитивное отношение индивида, которое делает его открытым к новым возможностям, хотя довольно опасно с позитивом переусердствовать.

Вот сейчас точно повезёт.

Одно из самых распространённых заблуждений, которое имеет название «ошибка игрока», заключается в мнении о том, что если два раза подряд вам выпала решка, значит в следующий раз повышается шанс на выпадение орла. На самом же деле от броска к броску шансы остаются неизменными – 50 на 50. Согласно исследованию, опубликованному в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences), наш мозг возможно намеренно ищет и разрабатывает подобные закономерности.

«Одной из основных функций человеческого мозга является упорядочивание неопределенностей, с которыми мы сталкиваемся в реальном мире», — говорит Янлун Сунь (Yanlong Sun), профессор микробного патогенеза и иммунологии в Медицинском колледже Техасского университета A&M (Texas A&M University College of Medicine) и один из авторов исследования.

По его словам, наши нейроны выявляют эти закономерности естественным образом и обращают особое внимание на расчёт времени. Нейроны предпочитают чередующиеся закономерности обобщённых групп явлений вместо того, чтобы тратить время на анализ каждого, часть из которых, очевидно, окажется бесполезными — к этому привёл естественный отбор. Таким образом наш мозг старается осуществить то, что в статистике называется «регрессией к среднему значению» — то есть коррекцию моделей, которые кажутся маловероятными.

«Наше исследование показывает, что наш мозг, вероятно, умнее, чем мы думали. Он способен автоматически выявить некоторые незаметные, но важные статистические структуры в окружающей среде», — говорит Сунь.

Счастливое число.

-2

Согласно исследованию, опубликованному в прошлом году, человек, который выигрывает две ставки подряд, имеет 57-процентный шанс на победу во время следующей игры, в то время как человек, который проиграл две ставки подряд, имеет лишь 40-процентный шанс на победу. Это объясняется тем, что люди боятся, что их ставки будут регрессировать и что если они выиграли, у них больше шансов потерять деньги в следующий раз. Поэтому они компенсируют это, делая более безопасные ставки каждый последующий раз.

В исследовании приводится очень интересный вывод о том, что, как и в случае с монеткой, шансы на выигрыш в самой игре от раза к разу не меняются, но прошлый опыт влияет на то, как игрок распоряжается своими ставками.

Суеверия.

-3

Многие из нас даже не знают, откуда те или иные суеверия первоначально возникли, хоть и практикуют их довольно часто: например, стучат по дереву, чтобы не сглазить. Некоторые исследования показывают, что суеверия, можно сказать, что действительно работают, но совершенно не так, как мы привыкли думать.

В одном из подобных экспериментов игроки в гольф, которым предлагали играть «счастливым» мячом для гольфа, показывали более успешные результаты, чем те, кто играл «обычным» мячом. Испытуемые также справлялись с различными задачами лучше, когда им было разрешено иметь при себе «талисманы» из дома.

Исследователи предположили, что люди с талисманами чувствовали себя более эффективными, как если бы им оказывали помощь. Такая же логика применяется, например, в обществах Анонимных Алкоголиков: осознание помощи извне помогает людям дольше оставаться трезвыми, хотя фактически все усилия прикладывают они сами.

Удача или прозорливость?

Серендипность или интуитивная прозорливость — это способность делать удачные открытия «по случаю», то есть обнаруживать новые возможности без намерения.

Ричард Уайзман (Richard Wiseman), профессор психологии Университета Хартфордшира в Англии, провел ряд исследований, чтобы выяснить, что отличает удачливого человека. В одном из экспериментов он попросил и людей, считавших себя счастливчиками, и тех, кто считал себя невезучими, прочитать газету. На одной страницы газеты была размещена реклама: «Скажите экспериментатору, что вы увидели это и выиграйте £250». Уайзман отметил, что «удачливые» участники с большей вероятностью замечали объявление, а «невезучие», казалось, больше переживали и тем самым умаляли свою наблюдательность. Уайзман разместил «четыре принципа» удачи на своем сайте: все они касаются того, чтобы быть открытыми новому опыту и возможностям по мере их возникновения.

Стефанн Макри (Stephann Makri), преподаватель информационного взаимодействия Лондонского городского университета, в ходе своих исследований пытался определить, что это за явление, серендипность, основываясь на том, как люди воспринимают его.

«Я думаю, люди по-разному понимают удачу. Некоторые используют этот термин как синоним серендипности», — рассказывает он. «Но другие четко разделяют понятия: удача, по их мнению, абсолютно вне нашего контроля, в то время как на интуитивную прозорливость можно повлиять».

В исследовании, опубликованном в прошлом году, Макри спросил группу людей креативных специальностей, что они делают, чтобы увеличить свои шансы на опыт серендипности.

«Они называли такие вещи, как изменение обычного распорядка жизни, работу в различных пространствах с разными людьми, в общем, все, что способно помочь избежать рутины», — говорит он.

Таким образом, в то время как мы не можем контролировать эти случайные «удачи», мы можем сделать многое, чтобы поставить себя в определенную ситуацию, в надежде, что её исход будет благоприятным. Открытое, позитивное и решительное отношение также повышает шансы оценить случайную возможность и извлечь из нее выгоду для себя.

Оглавление канала

Подписывайтесь на канал в Telegram, чтобы следить за обновлениями онлайн, и не пропускать интересные новости о науке и технике.