Найти в Дзене
Ритм Евразии

Молдавия первой обрела статус страны-наблюдателя в Евразийском экономическом союзе

На календаре – середина мая. В былые годы руководители ЕАЭС давно бы уже встретились, а может быть, и не раз. В этом году частота взаимных встреч заметно ниже, чем раньше. Но если хорошенько задуматься, то в этом явлении можно увидеть растущую зрелость объединения и руководителей стран, в него входящих. Что греха таить, было немало саммитов Высшего Евразийского экономического совета, которые рассматривали вопросы пусть и важные, но текущие, второстепенные. Не случайно на прошлом саммите в октябре 2017 г. Александр Лукашенко критиковал ВЕЭС как раз за мелкотемье. Между тем по самому своему назначению он – Совет – призван решать проблемы стратегические, магистральные. Вот и стали руководители придерживаться известного тезиса – лучше меньше, да лучше.

Отметим также, что по сравнению с прошлым заседанием Совет обновился на две пятых. К «старожилам» – президентам России Владимиру Путину, Белоруссии – Александру Лукашенко, Казахстана – Нурсултану Назарбаеву присоединились только в ноябре прошлого года избранный президентом Киргизии Сооронбай Жээнбеков и буквально на днях ставший премьер-министром Армении (по конституции – фактический глава государства) Никол Пашинян.

Новаторским было и одно из важнейших решений саммита – об учреждении статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. На заседании был согласован вопрос, чтобы такой статус был предоставлен Республике Молдова. В этой связи к участникам расширенного заседания присоединился президент РМ Игорь Додон.

В. Путин, открывший заседание на правах руководителя страны, которая в 2018 г. председательствует в ЕАЭС, заметил в этой связи: «Рассчитываем, что Республика Молдова в качестве наблюдателя будет активно участвовать в деятельности нашего интеграционного объединения. Мы готовы рассмотреть заявки и других заинтересованных стран, прежде всего наших соседей – государств СНГ».

У участников заседания нашлась минута и для неформального общения

Присоединяться к ЕАЭС, к реализуемым Союзом программам становится выгодным. Как отметил В. Путин, наблюдается весьма динамичное развитие. В минувшем году валовой внутренний продукт стран-участниц вырос на 1,8%, промышленное производство увеличилось на 1,7%, а сельскохозяйственное – на 2,5%. Цифры, конечно, не «зашкаливают», но тенденция роста, сменившая спад, связанный в первую очередь со снижением мировых цен на энергоносители и западными санкциями против ведущей экономики Союза – России, очевидна, она крепнет.

Во всех государствах Союза снизился уровень инфляции в среднем до 3,1%. Заметно улучшилось состояние внешней и внутренней торговли. Поставки товаров и услуг на рынки третьих стран возросли на 24,4%, а товарооборот между государствами – членами ЕАЭС вырос на 26% с лишним.

Совершенствуется сфера технического регулирования. В этих условиях по предложению Евразийской экономической комиссии создаются профильные советы руководителей ведомств, стандартизации и аккредитации. Аналогичный орган будет учреждён и для координации политики в транспортной сфере. В его задачу войдёт разработка мер по развитию рынка перевозок в рамках ЕАЭС.

Эффективно заработал Суд Евразийского экономического союза, обеспечивающий объективное юридическое рассмотрение возникающих между странами спорных ситуаций.

Участники саммита с удовлетворением констатировали, что евразийское объединение воспринимается как открытый, общий рынок и единое инвестиционное и деловое пространство международными экспертами. В рейтинге Doing Business-2018 ЕАЭС занимает 35-е место из 190 мест, в 2017 году это было 40-е. По отдельным индексам ЕАЭС вошел в число лидеров, например, по таким, как регистрация собственности, присоединение к электросетям, исполнение контрактов и так далее.

И рейтингами дело не заканчивается. Так, успешно реализуется соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Благодаря этому в 2017 г. совокупный экспорт наших государств в эту страну вырос сразу на 40%.

На этой неделе в Астане планируется подписать соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем и временное соглашение об образовании ЗСТ с Ираном. Продолжаются переговоры по заключению преференциальных договорённостей с Израилем, Сербией, Сингапуром. В скором времени стартуют аналогичные переговоры с Египтом и Индией. Стремление ряда государств и интеграционных объединений развивать сотрудничество с ЕАЭС лучше всего говорит о том, что в него на международной арене поверили.

Понятно, что и проблем у объединения достаточно. О них говорили участники саммита. А. Лукашенко, как и на прошлом заседании, отметил, что эффективность проводимых мероприятий всё ещё желает быть лучшей. Многие договорённости, к сожалению, остаются по-прежнему нереализованными.

Главную причину белорусский руководитель видит в том, что в торговлю регулярно вмешивается политика. Интересы отдельных товаропроизводителей периодически ставятся выше принятых совместно решений. Это идёт вразрез с нашими договорённостями, подчеркнул А. Лукашенко. Он также отметил, что в Союзе игнорируется цивилизованный способ решения торговых споров через Евразийскую экономическую комиссию. «Абсолютно поддерживаю тех, – отметил он, – кто говорит о том, что надо сегодня, конкретизировав роль (с учётом нашего опыта) комиссии, усилить функции нашего, так сказать, правительства, общего экономического правительства».

Понятный интерес вызвало и выступление Н. Пашиняна. Подтвердив полную приверженность международным обязательствам, взятым Арменией, в том числе и в рамках Евразийского экономического союза, настрой на активное взаимодействие с партнёрами по ЕАЭС, премьер-министр отметил: «Имеющаяся по части ЕАЭС в армянском обществе дискуссия обусловлена тем, что решение вопросов администрирования, перехода на новые, общие механизмы регламентации, наличие различных препятствий и барьеров и изъятий пока не оправдывают ожиданий бизнеса незамедлительно получить конкретные и осязаемые преимущества, заложенные в основу идеи евразийской интеграции».

По мнению Н. Пашиняна, совместные усилия стран ЕАЭС и последовательность в достижении видимых с каждым днём результатов могли бы уменьшить охват таких дискуссий. Армения в этом заинтересована и исходит из того, что необходимо прежде всего обеспечить рост торгово-экономического сотрудничества, сделать акцент на высокие и новые технологии, обеспечить на деле равные условия для хозяйствующих субъектов, найти развязки по тем актуальным вопросам, которые напрямую влияют на качество жизни. В конце концов, если показатели экономической активности, а они налицо, не прочувствованы гражданами, то они просто переходят в категорию статистики.

В свою очередь, Н. Назарбаев акцент сделал на тех мерах, которые необходимо предпринять, чтобы позитивные тенденции превратить в устойчивый рост на многие годы. Он предложил сформировать специальную межправительственную рабочую группу, чтобы проанализировать выполнение всех решений, которые были приняты за последние годы, и продолжающие иметь место препятствия торговли как на границе, так и между отраслями экономики.

Драйверами роста, по мнению главы Казахстана, могут и должны стать крупные инфраструктурные мегапроекты. К ним относится проект высокоскоростной железной магистрали «Евразия», которая соединит Европу и Азию через Россию и Казахстан. Другим перспективным проектом стало бы строительство судоходного канала «Евразия», который позволит связать водными путями Чёрное и Каспийское моря. «Иными словами, – подчеркнул он, – инфраструктура ЕАЭС может стать хорошим мостом между Азией и Европой, Востоком и Западом, Тихим и Атлантическим океанами».

Многообещающие, масштабные проекты. Насколько они смогли увлечь руководителей стран евразийской пятерки, станет отчасти ясно на следующем заседании Высшего экономического совета. В. Путин пригласил коллег в Санкт-Петербург на конец ноября – первую половину декабря.