Что происходит с зарплатами педагогов и сколько они получают в реальности
Министр образования России и главы департаментов образования разных городов время от времени сообщают, насколько выросла зарплата учителей. Правда, когда новости узнают учителя — они удивляются и говорят, что таких зарплат никогда не видели. На какие махинации с зарплатами идут школы, чтобы отчитаться, сколько на самом деле получают педагоги и почему ни одна статистика не учитывает нагрузку на учителей — разбиралась корреспондент «Коммерсанта» Анна Макеева.
В 2017 году средняя зарплата школьного учителя в России была 34 921 рубль. Это на 1583 рубля больше, чем в 2016 году. В январе 2018 года средняя зарплата учителей по России уже составила 36 265 рублей. Такие данные приводит Росстат по итогам ежегодного отчёта о доходах работников образования и науки.
По данным того же Росстата, московские учителя в 2017 году в среднем получали в месяц больше 75 000 рублей. При этом самые большие зарплаты были у учителей в Чукотском автономном округе — 89 500 рублей, а самые маленькие зарплаты у преподавателей Дагестана — 19 200 рублей.
Во всех регионах, кроме Волгоградской области, Пермского края, Республики Коми и Ханты-Мансийска, где зарплаты немного снизились (от 12 до 472 рублей), доходы учителей увеличились. То есть по официальной статистике они стабильно растут год от года, как того и требовали президентские «майские указы» о повышении зарплат бюджетникам. «Майские указы» — это 11 указов, которые Владимир Путин подписал ещё в 2012 году. По одному из указов зарплата учителей к 2020 году должна равняться средней зарплате по региону и не опускаться ниже этой планки.
Зарплата учителя состоит из базовой и стимулирующей частей. На размер базовой зарплаты влияют количество учебных часов, учеников в классе и дополнительных занятий. А ещё коэффициент сложности предмета, педагогический стаж, категория учителя, учёная степень и награды. Сложности предмета тоже определяют в каждой школе самостотельно: чаще всего русский язык, математика и литература считаются самыми приоритетными предметами.
В Минобрнауки, комментируя ежегодный отчёт, говорили, что президентские указы выполнили все субъекты России. При этом сами педагоги (за исключением учителей из крупных городов) утверждают, что таких денег никогда не видели. Более того, многие из них говорят о махинациях администраций школ, которые на бумагах увеличивают доходы учителей. Специалисты по статистическому анализу тоже говорят, что у системы учёта средних доходов много изъянов.
Сразу 30 педагогов обычной сельской школы Звериноголовского района в Курганской области в январе 2017 года записали видеообращение к Путину. В нём они рассказали, что год не получают до 30% от положенной им зарплаты. Поэтому решили приостановить работу школы. Речь шла о потерянных стимулирующих выплатах.
Стимулирующие выплаты — это часть зарплаты, которую школа самостоятельно распределяет между педагогами из общего фонда оплаты труда организации. Обычно в комиссию, которая решает, кто из учителей достоин премии, входит кто-то из администрации школы и сами педагоги. Комиссия учитывает заслуги учителя: оценки и учебные достижения его учеников, внеурочную работу и так далее.
Угроза забастовки курганских учителей привлекла внимание региональных и федеральных властей. Ситуацию удалось быстро разрешить: учителям выплатили недостающую часть зарплаты и изменили состав комиссии по распределению стимулирующих выплат. Теперь туда входят сами учителя, которые и решают, кто из их коллег каких выплат заслуживает.
Долг педагогам выплатили, но средняя зарплата учителей до официальной средней по региону по-прежнему не дотягивает. «В среднем учителя получают 14-17 000 рублей, со всеми надбавками и выплатами может получиться около 20 000 рублей. Молодой специалист может получать 11 000, учитель начальных классов — около 10 000», — говорит председатель профсоюза «Учитель» Звериноголовской средней школы Владимир Кочеулов. По статистике Росстата, средняя зарплата школьных учителей в Курганской области в 2016 году составляла 22 036 рублей, а в 2017 году выросла до 22 598.
По мнению Владимира Кочеулова, проблема в непрозрачности системы распределения стимулирующих надбавок между учителями. «У нас молодой специалист может получать больше опытного педагога с большей нагрузкой, потому что в его классе больше учеников с пятёрками. Нам кажется, что это не совсем справедливо и было бы правильно перейти на систему оплаты труда, когда базовая, гарантированная часть зарплаты составляет 100% выплат».
Это мнение поддерживают и на федеральном уровне. Лидер профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий рассказал, что организация регулярно обращается в Министерство образования, Госдуму и другие федеральные органы власти с предложением сделать систему выплат педагогам прозрачнее. По его словам, администрации школ часто используют «легальные механизмы манипуляции для повышения оклада».
«Есть несколько способов, например, учитывается оплата всех видов труда учителя (уроки, классное руководство, внеурочная деятельность) или учитывают внебюджетные доходы школы. То есть родители официально платят за кружки и секции, а эти деньги включают в итоговый расчёт, будто они бюджетные. Ещё один способ, когда учителя переводят на должность завуча, с соответствующей зарплатой, но в отчёте она считается, как обычная учительская. Бывает, что из школы просто выдавливают непедагогических работников: библиотекарей, социальных педагогов. А средства на их зарплаты (вместе с обязанностями) распределяют между учителями», — объяснил Всеволод Луховицкий.
Кроме того, по его словам, учителя часто берут полторы или две рабочие ставки (одна учительская ставка — это 18 рабочих часов в неделю). То есть двойную нагрузку, чтобы получать больше зарплату. «Это нельзя назвать обманом, так устроена статистика. По нашим данным, разница между реальной и статистической зарплатами огромная. К сожалению, никаких конкретных цифр по каждому региону или школе предъявить нельзя. Для этого понадобилось бы проводить анонимный опрос учителей с гарантией, что за честные ответы им ничего не будет», — считает глава профсоюза.
Подобный опрос всё-таки провели. Только не среди школьных учителей, а среди преподавателей вузов. Всероссийский опрос преподавателей об уровне их реальной зарплаты проводит профсоюз «Университетская солидарность». О предварительных итогах «Мелу» рассказал один из председателей организации Андроник Арутюнов: «В целом, конечно, преподаватели в тяжёлом положении: зарплата мало где выше 40–45 000 рублей, причём всё это происходит на фоне роста нагрузки». По словам эксперта, мониторинг выявил очень серьёзную проблему: оклад преподавателя в среднем от 5 до 10 000 рублей — «то есть всё остальное это различного рода надбавки, которые могут сдуться в любой момент».
Андроник Арутюнов тоже говорит о манипуляциях администраций в вузах: «Очень много махинаций со ставками преподавателя: оформляют на одну, считают по другой. Или в штатные преподаватели записывают ректора, чтобы учитывать его зарплату в расчёте среднестатистической выплаты. Получается, что те цифры, которым отчитываются министерства, не имеют никакого отношения к реальности, потому что данные искажены такими вот действиями».
Аналитик центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Александр Беликов подтверждает, что статистический учёт не учитывает нагрузку на педагогов: «При этом распространено мнение, что нагрузка постоянно растёт. То есть рост зарплаты происходит на фоне увеличения нагрузки, но в официальных данных, которые у нас есть, оценить соотношение темпов роста этих двух составляющих невозможно». Кроме того, нет данных о совместительстве преподавателей. Поэтому невозможно проанализировать ни сам факт совместительства, ни правовую форму, в которой это совместительство происходит.
«Статистика по зарплате педработников публикуется раз в квартал. При этом нередко можно увидеть ситуацию, при которой по итогам третьего квартала зарплата составляет меньше 100% от соответствующего норматива. Но по итогам года зарплаты выводятся на необходимый уровень. Таким образом, „13-я зарплата“ и другие формы премирования — это инструменты, которые управляют уровнем зарплаты, и механизм, который доводит выплаты учителям до нужного значения», — рассказал Александр Беликов.
В Росстате сказали, что весной появится полная информация о реальных доходах граждан России за январь 2018 года. Заявление было сделано в ответ на критику экономистами: они обвинили ведомство в манипуляции индикаторами перед президентскими выборами. Эксперты заметили, что в январе этого года Росстат впервые зафиксировал прекращение падения доходов населения, которое до этого происходило нескольких лет.
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
Учителя — тоже люди. Чем живут педагоги, помимо школы и проверки тетрадей
Стратегия-2025: что это за проект и зачем он нужен родителям и учителям