Трехдневный этногастрономический форум в Пскове завершился. Первый день был строго академичен, на третьем посетителей угощали тортами, мороженым и орехами, просто и безыскусно. И да, все в том же полутемном сарае на стадионе «Машиностроитель», где был и Пасхальный фестиваль – к счастью, запах кошки удалось вывести. Но речь о другом: как сделать действительно вкусную псковскую кухню точкой притяжения для туристов? Ведь где туристы – там и деньги. Поэтому особый интерес для нас имел второй день: там говорили практики.
Национальный календарь требует данных
Для начала, московские и питерские гости псковскую администрацию, журналистов и туроператоров высекли. Легонько, жалея даже, но крепко вымоченными в соли розгами. Суть дела вот, в чем: до недавнего времени на Псковщине проводилась прорва всяких фестивалей. Деньги туда вливались, порой, немалые. Но все указанные организации регулярно забывали о том, что бренды и праздники надо продвигать. И все усилия сгорали в труху.
- Информация повторяется из года в год, она осталась такой же, как в 2013 году, - огорошил собравшихся Олег Алексеев, главный редактор интернет-издания «Рекреационные ресурсы». – И кому интересно ездить из года в год на одно и то же? Вы пропускаете сроки.
- До сих пор не известно, когда будет в Пскове фестиваль меда, поддержала егоВера Истомина, координатор федерального проекта «Национальный календарь событий». - А партнерам такую информацию нужно давать за полгода, а лучше – год. Понятно, что такое мероприятие, как Фестиваль тюльпанов зависит от цветения, но и то надо как-то заранее ориентироваться.
Конечно, 4 события на Псковской области получили премию Russia Events Award, в том числе – Ледовое побоище, которое оплачивается и продвигается Правительством региона. В этом году, можно сказать, образцово. Но в целом тот же День псковского пирога остается не известным никому, кроме псковичей. Получается, как в поговорке: «сама придумала, сама обиделась» - мероприятия псковичи делают для… псковичей. И никаких денег они в регион не приносят, за редким исключением – вот, то же Ледовое Побоище: в Самолву приехали не только российские, но и эстонские реконструкторы, хорошая заявка на победу. Аналогичная история и с гастрономическим форумом.
Меж тем, Russia Events Award – это не только престижная премия, но и беспрецедентная информационная поддержка, реклама, пиар. Живые деньги, по сути, которых региону на раскрутку бренда взять неоткуда.
Истомина предложила разные варианты работы: редакционные обзор с выездом журналистов, подключение блогеров, постоянное обновление текстов и фото.
- Вы знаете, есть Масленица в Пскове, есть в Ярославле, еще где-то… И фотографии со всех мероприятий – одинаковые! О каком бренде региона можно говорить, если невозможно отличить одну Масленицу от другой?, - сказала Вера Истомина и предложила к каждому празднику подходить творчески, а не протокольно.
Проект на троечку
Как бы мне ни хотелось поддержать коллег, но справедливость превыше всего: проект ПАИ «Есть по-псковски» презентован был провально. Не потому, что Кира – Ирина Маяковская, руководитель спецпроектов Медиа-холдинга Псковской области – выступать не умеет. С этим все хорошо. И даже не потому, что Кира ошибается в терминах: «высокая кухня» - это не та кухня, которая нравится псковичам, а кухня «больших» заведений, изысканных ресторанов и роскошных отелей по всему миру. Сильно сомневаюсь, чтобы гид Мишлен присвоил хотя бы одному ресторану Пскова титул «ресторана высокой кухни». Ну, не знает журналист специфики, ну, ляпнул невпопад – с кем не бывает?
Но вот по сути, если бы проект претендовал на грант, его бы зарубили. И правильно отметили столичные коллеги: размещение «Есть по-псковски» на ресурсе «Псковской правды» не имеет смысла. Его опять-таки только псковичи увидят. Ежегодно издаваемая тощая брошюрка формата А6 тоже не имеет к продвижению местных гастробрендов никакого отношения. В лучшем случае, она попадает в раздатку на мероприятиях и на стенды выставок.
Кира Маяковская, к ее чести сказать, пыталась отбиваться – и про «высокую кухню» почти вывернулась, и про распространение что-то пыталась объяснить. Но на экране по-прежнему мелькали развороты буклета, и совершенно ничего не было сказано о том, как развивается проект. К чему он приведет. Какую пользу принес региону в туристической сфере. Кто его целевая аудитория и какой охват… Зрителям просто показали красивые картинки и красивую Киру, и это было печально, но закономерно.
Презентация проекта «Есть по-псковски» была полезна тем, что продемонстрировала все ошибки и проблемы продвижения турпродукта на Псковщине: нет специалистов, нет знания механизмов, нет налаженных информационных каналов. А самое главное – нет концепции проекта. Приятным разнообразием здесь видится все то же Ледовое побоище и попытка вывести бренд в разряд всероссийских – Столбушинское чаепитие.
Столбушинцы делают второй шаг
Сначала про пряники. Есть пряник тульский, есть архангельский, новгородский и псковский, имбирный старорусский… И, если не приглядываться, то они все примерно одинаковы. А вот сбитень столбушинский уже сам по себе стал брендом, потому что застолбили они участок первыми. С иван-чаем не вышло, у нас только на Псковщине производителей пять-шесть есть, тот же «Скобарь», а со сбитнем – получилось. Сейчас наступает новый эволюционный этап: создание особенного, «столбушинского» чаепития, плюс «лавки сбитенщика», которой до сих пор в России еще нет.
Надежда Смагина, директор по маркетингу, правда, не коснулась очень тонкого вопроса: а как люди в России и за рубежом идентифицируют столбушинский продукт? То, что Столбушино где-то рядом с Пушкинскими горами, а Пушгоры – это Псковская область, знают только псковичи. Это как с белёвской пастилой, которую многие считают не тверским продуктом, а московским. Так что сбитень-сбитнем, а чаепитие должно быть все-таки псковское.
Конечно, надо выходить за пределы области, хватит толочься на одном месте, и делить снетка с новгородцами,а мед – с башкирами. Но выходить надо с псковским продуктом, легко идентифицируемым и уникальным. Как вологодское кружево и масло, как чешское пиво и французское вино, как московские кислые щи и белорусская картошка.
Пока таких однозначных гастрономических брендов у Пскова нет. Есть событийные, это правда, есть музейные, исторические… Но событийный туризм занимает всего 1% в мире от общего количества, хотя и приносит сотни миллионов долларов прибыли устроителям больших фестивалей, того же Октоберфеста. Соединить вкусную еду и событие – и вот уже готово грамотное решение, объединяющее две ветви туризма. Добавить истории – и вот уже поток туристов возрастет многократно. Но для этого, как правильно отметил Олег Алексеев, нужна изюминка и нужна концепция праздника.Фото из открытых источников
Фото из открытых источников