«Развод по собственному желанию» - фильм, который и тебе комедия, и мелодрама, и жестокая правда жизни, круто замешанная на философии. Его не назовешь авангардным, да и как можно, если основой для фильма стал сценарий, написанный Сергеем Снежкиным 20 лет назад. Вы понимаете? Актеры, который были юными и прекраснодушными студентами в то время, сейчас – уже бабушки и дедушки. А характер человеческий не изменился. И проблемы, терзающий человека, остались теми же самыми, что и двадцать, и сто, и две тысячи лет назад.
Авантюрная комедия на новый лад
Вы, наверное, помните картину «Влюблен по собственному желанию» Микаэляна, снятую в 1982 году? Там еще молодой и обаятельный Янковский. Суть фильма в том, что жизнь случайно столкнула двух людей. Бывший спортсмен, а ныне опустившийся от беспросветных кутежей заточник (есть такая профессия – инструменты точить) Игорь и внешне невзрачная, но сердечная девушка-библиотекарь Вера заключают между собой негласное соглашение: с помощью аутотренинга влюбиться друг в друга, но, когда у них ничего из этого не вышло, они влюбились друг в друга чистой любовью. Вообще-то планировалось продолжение, но Олег Янковский, увы, скончался до этого момента – в 2009 году. Поэтому «Развод по собственному желанию» корни в «Влюблен по собственному желанию» имеет, но это самостоятельная вещь. Пожалуй, кроме профессий главных героев и эмоционального настроя, общего в них и нет.
Хотя, есть – и тот, и другой фильм снимал один и тот же оператор, Сергей Астахов. И это, пожалуй, невероятная удача для режиссера фильма, равно как и качественный подбор музыкального ряда. Правда, пока идет шапка фильма и первые, не покидает острое ощущение, что композитор Алексей Яковель – без ума от фильмов «Кин-Дза-Дза» и «Служебный роман».
Суть сюжета в следующем: тренер слабенькой команды велосипедистов, мужчина сильно за сорок, узнает, что сын его бросил институт и купил диплом, а жена тайно спонсирует команду, чтобы поддерживать в нем чувство мужского достоинства. Уязвленная гордость требует решительных действий, и Сергей, главный герой фильма, уходит из дома. Он и не подозревает, что жизнь может кардинально поменяться всего за несколько часов – первое, что он делает, попадает в тюрьму. Круговерть невероятных приключений, в которые втягивает лучший друг, и безумных ситуаций с близкими проверят на прочность крепость семейных уз Сергея и Елены.
В итоге выясняется, что ближайшая подруга жены планирует рейдерский захват ее предприятия и пытается сманить Сергея к себе, сын на самом деле – не бездельник, а хозяин солидной фирмы-разработчика компьютерных игр, что развод вовсе никому не нужен, и герои по-прежнему любят друг друга, как и двадцать лет тому назад. Спойлеры, спойлеры, вы правильно поняли. Но суть в том, что никакой обзор не даст представления об эмоциях, которые охватывают зрителей: большая часть очень хотела поделиться этими эмоциями с режиссером Ильей Северовым, который и привез свою работу в рамках псковского проекта «Ленфильм-клуб».
В формате прямой речи
Немного о «Ленфильм-клубе»: он был организован по инициативе врио губернатора Псковской области Михаила Ведерникова в декабре 2017 года, и с тех пор провел несколько мероприятий – уже сформировался костяк интеллектуальной элиты клуба, который не пропускает ни одного фильма. Достаточно сказать, что зал Мираж-Синема был заполнен, и даже когда сообщили, что Юрия Гальцева, увы, на встрече не будет, ушли человека четыре.
Вопросы режиссеру Илье Северову задавали, порой, очень странные:
- В вашем фильме фигурирует бабушка, живущая в ста километрах от Пскова, которая за информацию запросила 100 долларов. Это реальная ситуация?
- Нет, - ответил режиссер, даже слегка смутившись, - это собирательный образ. В Пскове мне таких корыстных старушек не встречалось.
- А вот у вас там показан офис, в котором сотрудники играют, спят, занимаются спортом… Вы молодец, это будущее нашей молодежи, - отметила еще одна зрительница.
- Вообще-то, это уже настоящее, - отметил Северов. – Сцена в офисе сына главного героя снималась в реальном офисе Смешариков, и это – реальные сотрудники.
Информация о том, что вот так работают множество современных компаний, начиная от Яндекса и Гугла, и заканчивая творческими студиями, оказалась для аудитории слегка шокирующей.
- Почему вы выбрали Юрия Гальцева на роль друга Сергея? Он же комедийный актер.
- История такая же, как с кастингом Юрия Никулина на роль Василия Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны». Никто не верил, что он сыграет так, как надо, но режиссер отстоял. С Юрием Гальцевым то же самое: он, например, должен был играть в фильме «Трудно быть богом», но к тому времени приобрел репутацию актера эстрады, да еще и комедийного жанра, и его не взяли. Мне же нужен был, знаете, не просто какой- то алкоголик, а человек с внутренним смыслом, со своей изюминкой. Хорошие актеры приходили, три дня, наверное, перед кастингом не спали, может, кто-то и пил – настоящие алкоголики получались, убедительные. Но совершенно обыкновенные. А у Гальцева роль «заиграла».
- А почему у вас главная героиня, женщина-бизнесмен, такая вся железная должна быть – вдруг превращается в плачущую тряпку? Так не бывает…
Оказывается, бывает. Бывает, что мужчина, оказавшись в финансовой зависимости у жены, уходит из семьи. Бывает, что происходит переоценка ценностей – у обоих супругов, как и произошло в фильме. Жизнь – сложная вещь, и ключевой фразой фильма не случайно стала реплика главной героини: «Всегда приходится выбирать. И надо выбирать то, без чего жить не можешь».
Теперь в проекте «Ленфильм-клуб» - показ 9 мая фильма «Торпедоносцы» в кинотеатре Победа, в 16.00. К сожалению, запланированная встреча с Юрием Кузнецовым, больше известным как «Мухомор», не состоится: приболел «полковник». Однако сам фильм заслуживает особого внимания – в нем снимаются Родион Нахапетов, Станислав Садальский, Вера Глаголева, в общем, звездный состав. И тема актуальная: 1944, военный северный аэродром – как жили и сражались тогда они, герои военного времени? Что ими двигало, какие мучали и воодушевляли идеи? Сейчас Россия снова поворачивается к истории лицом, осознав, что юное поколение смутно представляет себе, ради чего жили и умирали эти люди.
Проект "Ленфильм-клуба" чем импонирует? Открытостью и отсутствием попкорна. Это не просто потребление современных блокбастеров: фильмы, предлагаемые организаторами, серьезные и смотреть их надо вдумчиво. А потом есть еще и возможность обсудить непосредственно с участниками съемок, высказать свои "за" и "против". Честно сказать, в финале встречи с Ильей Северовым обсуждение "Развода по собственному желанию" превратилось в настоящий дискуссионный клуб, которому катастрофически не хватало места и времени. А это значит, что инициатива попала в точку, сдвинула какие-то незаметные пока глазу, но важные социальные "тектонические" процессы.
Фото из открытых источников