Найти в Дзене
БРЕНДТОПЛИВО

Топливо Победы!

В знаменательный день 9 мая, редакция компании «БРЕНДТОПЛИВО» не могла обойти тему Великой победы. Тем более, что топливо сыграло в ней немаловажную роль. Разумеется, главным творцом стал героизм и стойкость простого солдата. Но везде ему помогали танки и авиация, корабли и огромное количество других машин. Каждая из них нуждалась в топливе.

Часто только разница в количестве горючего решала исход схватки. Поэтому и в разработках, и в изготовлении, и в доставке топлива зачастую проявлялись в годы войны настоящие отвага и героизм! Только вдумайтесь в эти цифры: за годы Великой Отечественной войны советская армия и флот использовали 16,3 млн тонн топлива! Для этого их надо было добыть, произвести, доставить. И все это в тяжелейших условиях. Это сейчас всё просто, обыденно - заехал на АЗС, заправился СуперТопливом, и уже имеешь преимущество. А тогда приходилось начинать практически с нуля.

Неожиданное и удручающее начало войны практически выбило у топливной отрасли почву из-под ног. Нефтедобывающие регионы оставались под контролем, а вот нефтеперегонные заводы, на которых сырье превращалось в готовое к использованию горючее, пришлось экстренно перевозить на новые места. Вы представляете себе, что такое перевезти целое предприятие? Причем перевезти зачастую почти на пустое место, где в максимально сжатые сроки нужно было начать выпуск столь нужной фронту продукции. И такие случаи не единичны.

Так, уже в 1941 году были эвакуированы Херсонский, Одесский и Бердянский крекинг-заводы, Московский нефтемаслозавод, Туапсинский нефтеперерабатывающий и заводы Северного Кавказа. Титанический труд! В сжатые сроки строятся нефтеперерабатывающие заводы в Перми, Куйбышеве, Сызрани, Краснокамске, Красноводске, Гурьеве и других городах. И все равно мощностей по переработке катастрофически не хватало. Дошло даже до того, что нефтедобыча в Баку была снижена из-за невывоза – добытую нефть было попросту негде перерабатывать в нужных количествах.

Не только войной была разрушена отрасль. Репрессии конца 30-х годов обескровили химическую науку и нефтепереработку. Так, блестящий русский ученый Владимир Ипатьев, фактически курировавший это направление в СССР, был вынужден остаться в США. Он, сознательно оставшийся в России после революции и работавший на благо страны, был фактически выкинут за границу, лишен чинов и гражданства. А ведь этого человека называют «русским гением», он – изобретатель каталитического крекинга и «отец октанового бензина». Именно «ипатьевское» высокооктановое топливо давало преимущество британским и американским самолетам над летчиками Люфтваффе.

Нефть – действительно «кровь войны». В топливе нуждалась не только советская армия, но и, казалось бы, подготовившийся к нападению противник. Так, в воспоминаниях немецких генералов можно прочесть, что в начале войны они могли бы наступать еще быстрее, но не поспевала поставка горючего и войска просто останавливались, потому что кончалось топливо. Ведь в условиях тогдашних советских дорог немецкая техника потребляла в 2-3 раза больше горючего. Главным поставщиком топлива для гитлеровских войск оставалась Румыния. Ее объемов было явно недостаточно, да и транспортировка топлива была сильно затруднена. Именно поэтому немцы так рьяно рвались на богатый нефтью Кавказ.

-2

На помощь военным как всегда пришла наука. Если больше топлива нет возможности получить естественным путем, значит, его нужно получить искусственно, синтезировать. Синтезировать бензин немцы решили из того, чего на их территории было в достатке – из… угля. Надо оговориться, что впервые методы переработки угля в жидкое топливо был разработан германскими учеными задолго до Второй мировой, еще в 1913 году. Упрощенно, процесс гидрогенизации выглядел так: уголь измельчали до состояния крошки и просушивали. После добавления смолы и катализатора смесь подавали вместе с водородом в реактор под высоким давлением и температурой. На выходе получалось масло, из которого и производился бензин. При использовании других методов переработки из угля производили соляру и мазут. Получение жидкого горючего из угля – процесс очень сложный и дорогостоящий. Но на войне все средства хороши, денег не считают.

Кстати, о деньгах. Война войной, а топливный бизнес работал по своим принципам. И зарабатывал везде, где была возможность зарабатывать. Так, например, союзник гитлеровцев Румыния преспокойно продавала нефть и противникам Германии – Англии и еще не завоеванной Франции. И только морские блокады лишили Румынию возможности торговать нефтью со всеми желающими. Чего греха таить, часть своих нефтяных запасов нацисты получили перед войной из нашей страны. Причем совершенно легальным путем. Ведь несмотря на усиливающуюся враждебность Германии, страны связывал пакт о ненападении и торговый договор. По нему поставки нефтепродуктов осуществлялись даже в 1941 году.

СССР до последнего оставался верен договоренностям. Поэтому Германия подошла к началу войны, что называется, «с полными баками», а наша страна была вынуждена в тяжелейших условиях отступления армии и нехватки много необходимого перестраивать топливную отрасль и инфраструктуру. Нередко совершенно новаторскими и героическими шагами. Так, в 1942 году всего за 43 дня под непрерывными обстрелами врага был построен 29-километровый трубопровод по дну Ладожского озера. Именно по нему в блокадный Ленинград поступало горючее для нужд города и оборонявших его войск. Это был первый в мире подводный трубопровод!

Менять на ходу пришлось не только всю систему добычи и доставки, но и саму структуру топлива. Ведь довоенные марки бензинов в большинстве своем были прямогонными (т.е. получались из нефти напрямую, без использования улучшающих характеристики методик), их октановое число составляло всего 40-55 единиц. Для поколения привыкшего не только к бензинам марки 92 и 95, но и к улучшенной их формуле – СуперТопливу, такие цифры наверняка выглядят удивительно. А в те времена высокооктановое горючее было действительно редкостью.

-3

Особо остро ощущался дефицит авиационного бензина. Технологии по его созданию базировались на мощной и стабильно-работающей химической промышленности. В СССР еще в 1939 было запланировано строительство сразу восьми заводов по созданию искусственного высокооктанового топлива – в Московской и Ивановской областях, Сызрани, Владивостоке, Черемхово, Гдове, на Колыме. Однако к 1941 году ни один из них так и не был запущен, только три были в стадии строительства. Как следствие – потребность армии, например, в авиационном бензине Б-78 была удовлетворена собственным производством всего на 4%. Поэтому в годы Великой отечественной войны на помощь советской армии вовремя подоспело топливо американское, в том числе и уже упомянутое «ипатьевское», по программе Ленд-лиза.

Но и к заокеанским технологиям отечественный ум отнесся с привычной находчивостью. Основная масса получаемого по ленд-лизу топлива была высокооктановой (99 и выше). А поскольку потребности одной только авиации в таком бензине были очень высоки, то заокеанское горючее было решено смешивать с отечественным низкооктановым. Таким образом удавалось обеспечить фронт необходимым для эффективных действий топливом. На ходу, исходя из реалий и потребностей, сметливые умы создавали настоящее супертопливо Победы. Ведь потребности армии были действительно велики. Например, в ходе Сталинградской битвы на каждый день боевой технике требовалась почти тысяча тонн горючего!

-4
Необходимость обостряет разум, старая латинская мудрость. Потребности армии подтолкнули нефтедобывающую и перерабатывающую отрасли к поиску новых путей и ресурсов. Когда в 1942 году угроза нависла и над Баку, и над Грозным, на месторождениях которых добывалась большая часть столь нужной нефти, было принято стратегическое решение создать новую сырьевую базу - «второе Баку». Такое название получили районы Поволжья и Урала, где были в срочном порядке произведены разведки новых месторождений и налажена добыча. Эти регионы стали фактически полигоном для отработки новых методов добычи и переработки нефти.

С 1941 по 1945 год было открыто 34 новых нефтяных и газовых месторождения, из них 21 – в восточных районах. В Самарской, Пермской областях, Башкирии было успешно внедрено турбинное бурение. Ученые и нефтяники не покладая рук трудились над созданием топлива для Победы, внедряли новые технологии, работали над усовершенствованием оборудования. Работа над улучшением характеристик топлива не прекращалась ни на минуту. Не прекращается она и сейчас – над созданием уже нового поколения СуперТоплива!

Правда, ученым великой отечественной войны работать приходилось тяжелее и интенсивнее. Это сейчас при создании СуперТоплива используются современное эффективное оборудование и инновационные методы, а тогда для повышения октанового числа в топливе использовалась, например, добавка с названием Р-9. Для того периода это, наверное, действительно выглядело как чудо – в литр 78-го бензина добавлялось всего 4 мг жидкости Р-9 и октановое число вырастало сразу до 95! Но у этого чуда была и другая сторона, попадание в организм человека существенного количества вещества Р-9 могло привести и к смертельному исходу. Поэтому работали с ним в защитных костюмах и противогазах. Современные технологии, разумеется, уже давно сделали способы улучшения топлива куда менее опасными для человека.

-5

Ведь именно человек, великий ученый или простой солдат, в конечном счете стоит за каждой большой победой. Каждое СуперТопливо позволяет выявить только сильные стороны машины, но за рулем этого механизма – человек. Именно от его поведения, настойчивости всегда зависит успех или неудача. Пусть даже вопреки обстоятельствам.

Героизм советского солдата позволил отстоять родную землю. Героизм ученых и нефтяников позволил создать топливо для Победы, создать огромную сырьевую и перерабатывающую базу, которая потом на много десятилетий стала основой отечественной нефтяной и газовой промышленности. Это их успехи, на которых были построены наши нынешние успехи, в том числе и современное СуперТопливо. Редакция компании «БРЕНДТОПЛИВО» искренне надеется, что инновационное горючее впредь будет служить людям только в мирных целях. Давать преимущество на трассах, а не в битвах. Сохранять окружающий мир, а не разрушать его. С праздником Великой Победы!