Найти тему
CRYPTOnews

Реестр автомобилей в РФ могут перевести на блокчейн

Федеральная нотариальная палата рассматривает идею перевода реестра движимого имущества на технологию блокчейн. В ситуации разбирался главный стратег ICBF Дмитрий Мурадов.

Строго говоря, все новации, связанные с внедрением блокчейна в ту или иную сферу человеческой жизни, априори следовало бы поддержать. Теоретически, с помощью данной новаторской технологии можно быстро, безопасно, недорого, а главное максимально прозрачно регистрировать как движимое, так и недвижимое имущество, авторские и прочие права и многое другое. В перспективе переход на технологии распределенных реестров может быть совершен в любом секторе, связанном с регистрацией прав, распределением материальных и нематериальных активов, совершением любых финансовых операций. Дальше начинаются нюансы, важные детали и комплексные решения многочисленных сопутствующих и спорных вопросов.

Однозначно, переход деятельности государственного сектора и смежных отраслей на блокчейн способен существенно сократить бюрократический аппарат и значительно снизить сопутствующие издержки. Помимо этого, все действия государственных чиновников будут транспарентны и подвержены полному контролю не только со стороны самого государства, но и со стороны его граждан и бизнеса. Так, сочетание защищенности и максимальной прозрачности указанных цифровых систем позволит гражданам мгновенно отследить запись о внесении в реестр. Причем эта запись появится, или обновится одновременно и у всех участников блокчейн-платформы, будь то банки, страховые или другие контрагенты, а доступ к информации о регистрации прав собственности, сделках и возможных обременениях можно будет также мгновенно получить через персональные устройства - компьютеры или смартфоны. Подобную систему будут выгодно отличать и низкие транзакционные издержки, связанные с отсутствием необходимости содержать массивные государственные структуры, а значит и минимизацией административных расходов, существенным снижением коррупционного фактора, да и просто – и тут можно выразить привет экологам – отсутствием бумажного документооборота.

Теперь о возможных проблемах и комплексных задачах которые предстоит решить, чтобы в полной мере использовать весь потенциал перехода к подобной цифровой экосистеме.

Во-первых, внедрение технологий блокчейна в госсектор потребует значительного технического реинжиниринга большинства существующих процессов с организацией отдельного технического обеспечения и постоянным тестированием всех систем, выявлением и тщательным анализом всех плюсов и минусов применения подобных технических решений. Желательно при построении системы использовать и механизмы смарт-контрактов, которые позволят автоматизировать все операции с данными. Такие смарт-контракты, по сути представляющие собой специальное программное обеспечение, должны будут автоматически вносить в реестр соответствующие юридически правомочные записи о движимом (или ином) имуществе исключив при этом человеческий фактор.

Тут важно отметить, что сама по себе информация, занесенная посредством технологий блокчейна в реестр может и не быть правдивой. Децентрализованность системы и технологии распределения реестра не являются гарантией достоверности данных, они лишь гарантируют их неизменность. Поэтому при переходе государственных систем на подобные технологии критически важно создать абсолютно контролируемый механизм занесения данных в соответствующие системы. Точность заполнения реестров должна быть поставлена по главу угла всего процесса.

Нивелировать возможные риски ввода случайных и недостоверных данных и призвано использование автоматических смарт-контрактов. Проблемы достоверности и полного контроля должны быть изначально решены на уровне программного кода, а права доступа к внесению данных в реестры государственных услуг и контракты приписаны желательно не госслужащим, а этим смарт-контрактам.

Если же в реестр, нарушая все установленные регламенты, будет вноситься заведомо ложная информация, то и все передовые и инновационные инструменты блокчейна не спасут, так как он не верифицирует информацию, а лишь охраняет внесённые данные. Более того, это разом и навсегда обрушит доверие ко всем подобным системам государства!

Кроме того, должна быть решена и проблема истинности отображения данных реестра на стороне запрашивающих ее пользователей, так как возможно сфальсифицировать результаты не только внеся изначально недостоверную запись в реестр, но и просто подменив ее на экране персонального устройства запрашивающего.

Также для реализации системы прав доступа граждан с подобными блокчейн-решениями необходима и надежная многоуровневая система идентификации, в том числе с использованием личных данных, включая данные паспортов, а возможно даже и личные биометрические параметры.

И я еще не говорю о законодательной и регуляторной базах, которые также нужно будет подтянуть ко всем обозначенным процессам.

Отдельно стоит отметить, что для всего этого нужны и собственные значительные вычислительные мощности, способные не только обеспечить, но и поддерживать и масштабировать в дальнейшем весь процесс записи и обновления данных в собственные блокчейн-реестры, причем в масштабах определенного сектора всего государства. Для этого будут нужны также собственные и достаточно мощные ЦОДы.

Резюмируя можно заключить, что только исключительно качественно подготовленный как технический, так и правовой материал позволит внедрить данные технологии на уровне государства. А успех внедрения подобных блокчейн-инструментов в одной области позволит в дальнейшем обеспечить комплексные и автоматические решения, равно как и выдающиеся результаты и в других сферах государственного управления и экономики.